Углич никогда не был крупной железнодорожной станцией, но отбывающие отсюда и прибывающие сюда поезда давно стали неотъемлемой частью жизни города. Необходимейшей – для тех, кто добирался на них на работу и на учёбу, для осевших в Угличе ленинградских блокадников и их семей, поддерживающих связи с родным городом, для дачников. Поэтому случившееся с поездом вызывает недоумение, если не сказать прямо – возмущение.
«Северный край» присоединился к тем, кто ждёт сейчас ответы на многочисленные письма, отправленные в связи с этим в разные инстанции. Одновременно редакция предприняла свою попытку разобраться в сложившейся ситуации.
По мнению рядовых жителей, город мог стать заложником сложных отношений между федеральными властями и руководством РЖД. Федерация не стала оплачивать маршруты, которые считаются нерентабельными. Хотя как этот конкретный маршрут мог быть нерентабельным, если билеты на питерский поезд купить всегда было трудно, потому что он постоянно был переполнен?
В попытке разобраться в экономической стороне дела редакция обратилась к начальнику станции Углич Галине Юхименко. Но, как оказалось, никаких выкладок у неё нет. Мало того, по её словам, она сама была поставлена перед фактом.
– Мы до последнего момента не верили, что так будет. Хотя приходили телеграммы от руководства железной дороги: продажа билетов в наши прицепные вагоны приостанавливается. Спрос на эти билеты всегда был большой. Я не могу объяснить почему, но этот поезд до сих пор есть в расписании. Никакого официального документа о его отмене нет.
Если не считать телеграммы заместителя начальника Октябрьской железной дороги (а именно к ней относится станция) Голубцова, которая, впрочем, ничего не объясняет. Галина Васильевна Юхименко цитирует: «Для улучшения обслуживания пассажиров со 2.07.2012 назначить в обращение по чётным числам поезд № 6973 сообщением Калязин – Углич, согласно книге расписания («там прямых вагонов не будет», говорит Юхименко). Поезд № 687 Калязин – Углич («в котором были беспересадочные вагоны Санкт-Петербург – Углич») перевести в разряд особого назначения. Голубцов».
В переводе на общепонятный язык телеграмма означает, что теперь в Сонково будет пересадка. Как пожилые люди с вещами станут преодолевать неизбежно возникающие во время пересадок препятствия, непонятно. Многие из них будут вынуждены просто отказаться от дальнейших поездок.
Галина Васильевна разделяет обеспокоенность угличан. Но что она может сделать?
– Я человек маленький, к руководству РЖД обращаться не вправе. Кроме администрации Угличского района, мне больше обращаться не к кому.
С администрацией связался и «Северный край». Заместитель главы Угличского муниципального района Алексей Игоревич Ясинский:
– Какое у меня ко всему этому отношение? Такое же, как у всех угличан, тем более, что у меня родственники в Санкт-Петербурге. Со стороны железнодорожников это не первая такая попытка. Аналогичная ситуация была в 2002 году. Но тогда нас поставили в известность заранее, у нас было время подготовиться, мы предъявили веские аргументы, и в результате поезд так и не был отменён. Что касается нынешней ситуации, то что лично меня больше всего возмущает? Поезд отменили без всяких предупреждений и объяснений. Нашу маленькую станцию просто уведомили, что билеты продаваться не будут, и всё. Тем самым проявлено полное неуважение и к региональной, и к местной власти, а прежде всего – к жителям.
В канун весенне-летного сезона у нас были основания ожидать даже «усиления» этого маршрута – безусловно востребованного, доказавшего за годы своего существования, что он очень нужен угличанам. А вместо его развития – вот такое решение. От имени угличан руководство района обратилось с письмами к министру транспорта, руководству РЖД, губернатору Ярославской области, по другим адресам с надеждой на понимание. Пока получен только один ответ – из районной прокуратуры – о том, что наше обращение передано в транспортную прокуратуру, которая и будет в нём разбираться.
Сложность ситуации состоит и в том, что в Ярославской области кроме Северной железной дороги есть ещё одна – Октябрьская железная дорога, и именно к ней относится станция Углич. Захочет ли кто-нибудь распутывать весь узел проблем, с которыми столкнулись угличане, честно говоря, не знаю.