Эту историю рассказал слушателям школы юных журналистов друг писателя Николая Островского, уроженец села Макарова Даниловского района Пётр Николаевич Новиков. Он живёт в Харькове.
Семь лет назад Пётр Николаевич посетил родные места.
- В дореволюционное время, - вспоминал П. А. Новиков, - здесь сеяли в основном рожь, овёс, лён. Рубить казённые леса нам не разрешалось, но можно было собирать малину, бруснику, чернику. Через село проходила хорошая грунтовая дорога. Большую радость нам, детям, приносила речка Тараканиха. И хотя она была холодной и маленькой, потому что питалась ключами, рыбы было вдоволь, а в омутах было, где и искупаться.
И вот что увидел Пётр Николаевич теперь: ни «казённых лесов», в которые бегал мальчонкой по грибы и ягоды, ни железнодорожной водокачки, ни бани в помине нет. Дороги, переезд через железнодорожное полотно оказались разбитыми трактором и лесовозом. Водопропускная труба для речки забита, поэтому русло заплыло, в широкой пойме образовалось болото, подтопило огороды, дома, в подвалах появилась вода, несколько домов пришлось обваловывать. Запустение, разор.
Своё беспокойство делами в местном совхозе, близлежащей округе П. Н. Новиков выразил в письме в редакцию газеты «Советская Россия». Для принятия мер материалы поступили в Даниловский районный Совет народных депутатов. А в Харьков пришло обнадёживающее письмо от 12.03.81 за подписью заместителя председателя исполкома Л. Ф. Кузнецовой, в котором, в частности, говорилось, что «вопрос о ремонте дороги от железнодорожного переезда до автодороги Ярославль - Вологда решается положительно. Составлена техническая документация, имеется подрядная организация, решён вопрос о финансировании. Через реку Тараканиху будут проложены трубы и сделан мост. У двух домов, которые затопляются, проложена труба. Для прохода населения и учащихся на станции Макарово сделана пешеходная дорога из шпал. Весной будет проведён ремонт дороги».
- А земляки мои по-прежнему жалуются, - с огорчением вздыхал Пётр Николаевич при нашей встрече. – Не могли бы вы, юнкоры, узнать, есть ли хозяин на этой земле сегодня?
Макарово разрослось. Лесопункт, совхоз «Макаровский», железнодорожники. За железнодорожным полотном у предприятий свои «интересы». У лесокомбината, например, нижний склад, на который лесовозами доставляется древесина. У совхоза – пастбища и поля. А дорога через железнодорожное полотно общая. И ни за кем она не закреплена. Бесхозная, значит. А раз так, средства на её ремонт предприятия не выделяют. А местный Слободский сельсовет добиться денег не может.
Правда, лет шесть назад действительно кое-что было сделано. Грейдер по дороге прошёлся, водопропускная труба была заменена. Пока дорога была в пригодном состоянии, каждый из хозяйственных руководителей постарался использовать её на полную мощность. Денно и нощно сновали по ней грузовики, тракторы...
Когда мы пару месяцев назад побывали там, перебраться через переезд можно было разве что на вертолёте. Теперь лесозаготовители и железнодорожники перебираются на ту сторону железнодорожного полотна после морозов, по твёрдому грунту. Хозяйство летом стало держать там не дойное стадо, а бычков для откорма, ибо доить коров за полотном уже некому. Обезлюдели за минувшую пятилетку тамошние деревни – Юрино, Княщино, Мельниково.
- А когда-то эти места назывались Индией, - рассказывала нам медработник, в прошлом депутат сельсовета В. А. Пылаева, - столько было народу.
А. П. Коротков, пенсионер, бывший управляющий третьим отделением совхоза, так называемой Индией, с горечью говорил:
- Не думал я, что придётся дожить до такого времени. Труда крестьянского жалко, пота и крови людской.
Заместитель председателя Даниловского райисполкома Л. Ф. Кузнецова сообщила, что в других местах в районе дела обстоят ещё хуже, но... меры принимаются.
Если такие меры, как в Макарове, то остаётся лишь пожалеть эти «места».