Важность нового сервиса, который начинает работу по всей стране с 1 июля, трудно переоценить. Этому событию была посвящена видеоконференция под руководством заместителя председателя Правительства Российской Федерации – руководителя аппарата правительства Владислава Суркова. Днём позже, 27 июня, состоялось рабочее совещание в Совете Федерации в присутствии представителей правительства страны, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Ростелекома. Директор департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти правительства Ярославской области Дмитрий Пономаренко принимал участие в работе этого совещания. Сразу по окончании заседания Дмитрий Васильевич по скайпу связался с редакцией газеты «Северный край» и ответил на наши вопросы.
– Дмитрий Васильевич, в чём суть нововведений?
– Речь идёт о том, что с 1 июля 2012 года вступает в действие пункт 2 части 1 статьи 7 федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Он гласит, что при обращении за услугами в органы государственной или муниципальной власти с заявителя не имеют права требовать те документы, которые уже находятся в тех или иных органах власти. Например, пришёл человек получить социальное пособие. Для получения этой услуги вместе с заявлением он должен предоставить пакет документов. Если раньше собрать все эти документы было обязанностью гражданина – он должен был лично оббегать все инстанции, посидеть в очередях, собрать всевозможные справки и выписки, то, начиная с 1 июля, часть этого тяжкого бремени по сбору документов возьмёт на себя орган государственной или муниципальной власти, куда обратился гражданин за услугой. Отныне органы власти должны будут запрашивать друг у друга по каналам межведомственной связи уже имеющиеся в органах власти документы, а не требовать с гражданина справок и выписок. То есть на практике это означает, что человеку больше не придётся бегать за справками по нескольким ведомствам. Он обращается в конкретную организацию, а она сама будет осуществлять взаимодействие с другими ведомствами.
– А какие документы чиновник вправе потребовать от заявителя?
– Это так называемые документы личного хранения – паспорт, свидетельство о рождении, военный билет, водительские права, дипломы и так далее, то есть те документы, которые всегда находятся под рукой и предоставить которые не представляет никакого труда.
– Какое количество государственных услуг уже включено в этот проект?
– Закон един для всех. Он вступает в силу в отношении всех государственных и муниципальных услуг, в которых есть элементы межведомственного взаимодействия, с 1 июля 2012 года. Если говорить о Ярославской области, то речь идёт о 106 услугах регионального уровня и 891 услуге муниципального уровня.
– То есть, начиная с 1 июля, жители Ярославской области могут по упрощённому для них порядку получить почти тысячу услуг!
– Совершенно верно.
– А сами граждане об этом знают?
– В местах предоставления государственных и муниципальных услуг должны быть размещены информационные стенды. Проводится большая разъяснительная работа через федеральные, региональные средства массовой информации. Не зря же мы с вами беседуем!
– Чтобы запустить механизм нового порядка предоставления документов, потребовалась большая и кропотливая работа. Расскажите, пожалуйста, о ней.
– Работа по реализации этой программы на федеральном уровне организуется двумя министерствами – Минэкономразвития и Минкомсвязи. В ведении первого – методическая часть работы, направленная на разработку федеральными, региональными и муниципальными органами власти регламентов оказания услуг учитывающих новый порядок межведомственного взаимодействия, ведь регламент – это правовое основание оказания той или иной услуги. В ведении второго – технологическая составляющая проекта. Ведь межведомственное взаимодействие можно было организовать разными способами, например, нанять штат курьеров, которые курсировали бы по инстанциям, собирая справки, вместо обратившегося за услугой гражданина. Согласитесь, это – абсурд, никакого чиновничьего аппарата не хватит. Такую сложную задачу можно решить только на новой технологической основе, а именно путём обмена электронными документами, внедрением электронных цифровых подписей и так далее. Изначально предполагалось, что новый порядок предоставления документов для получения услуг вступит в силу ещё год назад, 1 июля 2011 года, но срок был перенесён в силу неполной готовности органов власти всех уровней, от федеральной до муниципальной.
– Организацией этого процесса в масштабах Ярославской области занимался непосредственно департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти?
– Совершенно верно.
– С какими основными трудностями вам пришлось столкнуться?
– Трудностей было немало. Прежде всего каждый орган власти должен был понять, какие из сведений, которыми он располагает, могут быть востребованы другими органами власти для предоставления ими своих услуг. Каждый орган власти должен был создать свою информационную систему, сделать её доступной для системы межведомственного электронного взаимодействия. Надо признать, что не все органы власти, как федеральные, так и региональные, муниципальные, на сегодняшний день справились с поставленной перед ними задачей. Но они будут сами отвечать за свою неповоротливость, искать альтернативные методы межведомственного взаимодействия. Граждан, обратившихся за получением государственных услуг, эти проблемы не должны касаться ни в коей мере.
– Мы с вами беседуем по окончании совещания в Совете Федерации, на котором присутствовали чиновники высшего уровня. Совещание было посвящено всеобщей готовности регионов страны к 1 июля 2012 года. Расскажите, пожалуйста, об итогах этого мероприятия.
– Действительно, этот проект обсуждался на самом высоком уровне. Это связано с тем, что проект напрямую связан с населением страны, с каждым гражданином России. Слишком велика его социальная ответственность. На совещании в Совете Федерации мы откровенно обсудили уровень готовности каждого субъекта Федерации к 1 июля, проговорили, как мы будем реагировать на проблемы (а они, к сожалению, неизбежны в силу разной степени готовности различных органов власти).
– Как на общем фоне выглядит Ярославский регион?
– Вполне прилично. Из 83 субъектов Российской Федерации мы занимаем 29-е место – не в лидерах, но и не в аутсайдерах. Есть к чему стремиться.
– Как вы считаете, готовы ли наши граждане к нововведениям?
– Я абсолютно в этом уверен. Ведь для заявителей ничего не меняется, всё только упрощается. Специалисты нашего департамента подсчитали, сколько времени мы сэкономим для жителей Ярославской области при переходе на новый уровень оказания услуг. Если взять во внимание только 16 наиболее востребованных услуг, то в течение года для жителей области, а это 1 миллион 100 тысяч дееспособных граждан (считаем по количеству избирателей Ярославской области), мы сэкономим 16 миллионов часов! Это почти два полных рабочих дня, которые каждый житель нашей области вынужден был бы затратить, бегая по инстанциям за справками и сидя в очередях. Если экономический эффект от этого нововведения приблизительно просчитать ещё можно, то психологический – просто очевиден.
– Да вы как главный герой известного кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», который подарил горожанам, сверившись с точными подсчётами, дополнительный день – 32 мая! Герои фильма, правда, этого открытия не оценили, но жители Ярославской области, уверена, скажут вам большое спасибо!
– Важно понимать, что с переходом на межведомственное взаимодействие упростится для населения процесс получения государственных и муниципальных услуг, неизбежно уменьшится возможность коррупционных действий в органах госвласти, а в итоге повысится качество жизни граждан нашей страны, на что, собственно, и направлена государственная программа «Информационное общество».