Десять ступенек в жизнь
С глянцевой фотографии улыбаются весёлые первоклашки. Это наш первый класс. Как давно и как недавно это было.
1974 год. Сентябрь. Робкая девочка с огромными бантами, держась за мамину руку, идёт в школу. Маленький школьный дворик, казалось, превратился в огромное море цветов. Бушующее, живое. Школьный парад нетерпеливо ждал начала учебного года. А мы, нескладные растерянные первоклашки, с трепетом смотрели на всё происходящее. Ведь там, за школьным порогом, был новый мир – неоткрытый, неизведанный. Колокольчик звонко возвестил о начале новой жизни, о начале учёбы. Двери школы распахнулись – в путь!
Лестница знаний. Десять ступенек в большую жизнь. Десять – вроде бы немного. Но как труден подъём... Первые три мы пролетаем с лёгкостью, улыбаясь, прыгая на одной ножке. Школа для нас ещё забавная детская игра в «горячо-холодно», а учитель – человек, который помогает нам играть, не даёт «обжечься».
Однажды нам подарили школу. Впрочем, школа-то у нас была, но не слишком старая. Она, словно уставший человек, смотрела на нас своими потухшими окнами. И вот наши шефы из строительного треста решили сделать нам подарок. Целое лето длилась работа: шумели краны, сновали неугомонные грузовики… Мы каждый день бегали посмотреть: «Ну, как там она? Как строится?»
Лето захватило нас, закружило в весёлом хороводе... Наконец август. Я только что вернулась из пионерского лагеря и, конечно, сразу же к школе. Добежав, застываю в изумлении. Передо мной, словно прекрасная птица, раскинувшая свои белые крылья, стояла школа. Лучи скупого предосеннего солнца играли в её окнах. Она казалось какой-то волшебной, необыкновенной, она напоминала мне сказку. И пусть осенняя погода не баловала нас солнышком и первого сентября дул ветер, этот день я никогда не забуду – первый день в новой школе.
Четвёртая ступень. Четвёртый класс. Прошёл всего лишь год, но вчерашних третьеклассников не узнать: повзрослели. Они теперь не просто класс, они – пионерский отряд. На груди у каждого галстук. Да и учёба стала труднее, появились новые предметы.
Говорят, самый трудный возраст – пятый класс. Настроение меняется, как погода осенью: то солнце – и хочется петь, смеяться, то хмурый, холодный дождь. Первые ссоры с друзьями – и мир кажется серым и унылым, всё кончено, и примирения не будет. Но нужно набраться мужества и первой подойти к подруге: «Извини, я была не права». Она поймёт и простит.
6-й класс – время чудесных открытий... Оказывается, весной люди делаются красивее, добрее, а зима – это так здорово!.. Впереди столько непрочитанных книг, неразгаданных тайн, неоткрытых законов…
Седьмая ступенька. Мы с трепетом ждали этого дня. Ходили, нет, летали по школьным коридорам, не расставаясь с комсомольским Уставом. Хотелось всем рассказать о счастье, переполнявшем душу: «Завтра, завтра меня будут принимать в комсомол!» Прочитаны десятки книг о комсомоле, строчки Устава выучены наизусть, но всё кажется: «А вдруг не примут, вдруг не достойна?» Позади – школьный комитет комсомола, райком. Сейчас мне вручат комсомольский билет. «Достойна! Достойна! – стучит сердце. – Я достойна быть комсомолкой! Достойна стать в один ряд с молодогвардейцами и первоцелинниками, достойна идти рядом со строителями БАМа! Верьте мне, я не подведу!»
Ступенька восьмая. Учебный год уже закончен, но школьная жизнь продолжается. Идут экзамены. Именно здесь мы можем доказать, какими мы стали, чему нас научили в школе. Восьмой класс – особенный! Кто-то продолжит учёбу в девятом, а кто-то выходит в большую жизнь.
«Ну как?» – «Отлично!» Это оценка твоего труда, ты работал на совесть, на тебя можно положиться, ты не подведёшь! С грустью мы прощаемся с нашими одноклассниками: «Счастливого пути вам, ребята!»
16 лет. Пора удивительных открытий, первой любви и первых разочарований. Мир кажется то розовым и голубым, то серым. 16 лет – пора взросления.
Девятый класс. Мы неожиданно оказались в роли растерявшихся первоклашек. Нам предстояло начинать всё сначала, начинать создавать свой коллектив, и как страшно ошибиться, сфальшивить, ведь тогда тебя не поймут. Именно в этом возрасте человеку нужен советчик, помощник, друг. Нам, наверное, было бы очень трудно, если бы не Маргарита Васильевна Силкина, наш классный руководитель. Она учит нас не только математике, учит прямоте, учит быть добрыми людьми. Словно опытный капитан, в часы бурь она направляет наш корабль, умело обходя рифы и мели.
Мы на вершине. Десятый класс. Последний год в школе, ставшей нам родной, близкой. Пройдёт совсем немного времени, и для нас прозвучит последний школьный звонок. Впереди – большая жизнь, где все задачки придётся решать самому и в ответ не заглянешь, жизнь со своими законами и правилами, новая жизнь. И нам нужно пройти по этой жизни так, как учили школа, преподаватели, чтобы никому не было за нас стыдно. Быть настоящими людьми.
Елена СЕНИЧЕВА,«Юность», 5 мая 1984 г.
Заостри перо, юнкор
С детства я мечтала о путешествиях, о необыкновенных профессиях, об интересной жизни, жизни «на колёсах». А ещё нравилось мне писать. Начиная со школьных сочинений, дневников, кончая попытками написать сюжетный рассказ, описать какие-то интересные происшествия, даже сказки. Так родилась мечта стать журналистом, она привела меня во Дворец пионеров, где создавалась школа юных журналистов (руководитель – В. А. Горобченко). Он посвящал нас в тонкости необычной профессии.
Сначала мы брали интервью друг у друга, были и спортивными комментаторами, и редакторами, и дикторами. Встречались с работниками типографии, газет, ходили на экскурсии.
Крылья крепнут на ветру
Но вот наконец настал и наш час взяться за перо. То, к чему стремились с самого начала наших занятий, стало реальностью: нам доверили написать первые заметки в газету «Юность». Но всё оказалось не так-то просто. Пришлось исписать не один листок, прежде чем получился хороший материал. Зато как приятно было видеть в газете свою заметку! Первые материалы были о жизни села, о комсомольцах, которые после окончания школы остались работать на селе. Мы провели встречу с ними, ну а потом поехали в гости, чтобы своими глазами увидеть условия жизни, работы вчерашних десятиклассников.
Но, для того чтобы судить о чём-то, а тем более писать, нужно попробовать самому. Не хотелось быть посторонними наблюдателями, и мы быстро включились в работу. Девочки поили телят, мыли подойники, мальчики раздавали корма.
А после того как все вместе потрудились, сели за стол, достали привезённый из города торт, и завязалась дружеская беседа. Ребята рассказали нам о своих успехах и проблемах, мы – о наших делах. Так мы подружились с членами комсомольско-молодёжного отряда животноводов, завязалась переписка. А летом двое наших девчат Лена Сеничева и Лена Вранцева пошли работать на ферму, чтобы помочь селу в самую горячую пору.
К лету мы уже немного освоили новое дело и готовились к очень ответственному событию. В июле 1983-го Ярославль принимал гостей – участников Восьмого Всероссийского слёта юных рационализаторов и конструкторов. Нашей школе было поручено организовать пресс-центр.
В работу включились с первого же дня – готовили репортажи с торжественного открытия слёта, с заседаний в ЦНТИ. Было, конечно, нелегко: работать приходилось с утра до вечера. Утром брали интервью, ходили на выставки, встречались с ребятами, днём готовили материалы, а вечером выпускали стенгазету «Юный техник». Радостно было смотреть на толпу, гудящую около нашей газеты. Она явно нравилась ребятам. Самые удачные материалы были помещены в специальный выпуск, вышедший тиражом в тысячу экземпляров. Это газета разлетелась по всем концам страны – каждый участник слёта увёз с собой тот выпуск.
Быть всегда впереди
На очередном заседании мы постановили, что каждый перечислит свой первый гонорар в Советский фонд мира.
Быть всегда в курсе событий, всегда впереди. Мы старались выполнять эту заповедь. Лена Вранцева пошла в детский дом. Первой же «экскурсии» было достаточно, чтобы понять: детскому дому нужна помощь. В своей школе Лена организовала штаб помощи детскому дому: распределили дежурства, собрали для малышей игрушки и книги, выступали с концертами – принесли немало радостных минут ребятишкам. Ну, и конечно же, написали об этом в областную газету как о результатах своей работы.
В Заволжском районе началось строительство новой школы. Мы создали на строительстве корпункт, писали о ходе и темпах работ, о самих строителях и опять не отступили от своего правила – устроили трудовой десант, сами поработали на стройке.
Школа оказывала на нас удивительное влияние. Через год, после того как начала работать школа, мы с Леной Карповой стали членами городского комсомольского штаба. Лена Сеничева и Лена Вранцева работали редакторами общешкольных стенгазет, Лена Михайлова стала комсомольским секретарём своей школы.
Выпускники
В минувшем году школа впервые провожала своих выпускников. Вместе с аттестатом зрелости ребята получили удостоверение о том, что они прошли двухгодичный курс основ журналистики.
За плечами 2,5 года. Сделано немало. За активную и плодотворную работу школа юных журналистов награждена почётными грамотами газеты «Юность», обкома ВЛКСМ, пять выпускников школы – грамотами горкома ВЛКСМ, трое – грамотами центрального Дворца пионеров и школьников.
Но главные плоды работы в том, что многие выпускники избрали журналистику своей профессией. В районной газете трудится Елена Сеничева, в многотиражной – Елена Вранцева, Елена Шелкошвейн; Александр Мальцев, находящийся сейчас в рядах Советской Армии, несёт там и общественную нагрузку – он редактор «боевого листка» в своей роте. Об этом мы узнали из его писем, пришедших в школу.
Операция «Школьная стенгазета»
Выпускники ушли. А нам – продолжать начатое ими дело. В этом году перед школой стоит важная и серьёзная задача – шефствовать над стенной печатью в школах Ярославля. Ещё в прошлом году мы провели рейд по школам города и выяснили много недостатков в школьной печати: из боевого помощника, оперативного бойца газета в некоторых школах превратилась в безликого информатора. В иных школах её и вовсе не существовало. Мы забили тревогу.
В этом году в каждом районе создан центр по обучению редакторов школьных стенгазет, цель которого – поднять стенную печать на высокий уровень.
Но силами одних ребят не поднимешь школьную печать. На факультете общественных профессий Ярославского педагогического института также создан такой же центр по обучению студентов – будущих педагогов – азам журналистики для подготовки квалифицированных кадров для школ.
Елена БАТУЕВА,«Юность», 17 января 1985 г.