Прохожие улыбаются. Кто-то слегка растягивает губы – ну-ну, какие глупости, кто-то сверкает, что называется, во все 32. Музыке шествия вторит беспрестанное щёлканье фотоаппаратов.
Так в Ярославле открылся первый Международный благотворительный фестиваль уличных театров и исполнилась мечта Фёдора Волкова, которому в своё время власти не позволили провести карнавал в Ярославле.
– Уличные театры существуют в разных странах много лет. В некоторых городах России такие фестивали проходят давно, например, в Архангельске праздник существует уже 16 лет. И вот теперь он появился и на родине русского театра, – сказала одна из организаторов фестиваля Валентина Шарапова. – Также необходимо заметить, что ярославский фестиваль не имеет коммерческой основы и полностью реализуется на средства благотворителей. Его организаторы – выпускники детских домов, творческие люди и волонтёры. Одна из главных задач фестиваля – помощь социально незащищенным. Детдомовцам и инвалидам не хватает общения и интеграции в общество, поэтому нужно не просто давать им что-то материальное, но и показывать, что они тоже могут подарить себя людям как личности.
Показать своё искусство в Ярославль приехали более 30 коллективов из России, Республики Беларусь и Украины – нижегородские «Театр Птиц» и «Бусё», московские «Театр на трёх стульях» и карнавальный оркестр «Маракату», санкт-петербургские театр кукол «Светлячок», «Театр, имени Которого Нельзя Называть», театр перформанса на ходулях «Tall Sisters» и школа жонглёров «ОГО». Из Перми прибыли пластический театр «CUSTODES» и театр кукол «Туки-Луки», из Пензы – кукольный «Дядя Театр» Евгения Пермякова, из Череповца – студия театрального искусства «ARTist». Беларусь представил интегрированный театр «Мимоза» из Минска, Украину – «Ариес».
– Фестиваль уличных театров должен изменить представление об улице: это больше не место для разбоя, выяснения отношений, торговли и распития спиртного. Улица – среда для культурного отдыха, творческих инициатив, духовного и эстетического развития. Как говорят французы, лучше развивать улицу, нежели тратить деньги на строительство тюрем, – сказала зачинательница действа Марина Акишина.
Улица Кирова превратилась в один большой театр, где не было деления на зрителей и актёров. Каждый желающий мог попробовать себя в роли лицедея и ваганта. Уверен в ловкости своих рук – пожонглируй-ка вместе с профи, а если смелый и умеешь держать равновесие – вознесись над толпой на ходулях. Боишься высоты, зато хорошо держишь ритм – покрути хулахуп! А если уверена в своём актёрском даре – составь компанию мимам. Сама автор материала в праздничную субботу превратилась в актрису театра имени Погорелого и показывала перформанс «Сиеста», лёжа в гамаке одного из открытых кафе и пуская мыльные пузыри.
– Только сегодня и только у нас – эксклюзивные наряды из газет! Приз за лучшее платье – глоток свежего одесского воздуха! – зовёт на перформанс девушка в бальном платье из старых газет.
Это театр пластики «Ариес» из столицы юмора Одессы. Название коллектива расшифровывается как «Ассоциация развития инициативы европейского студенчества». Но это официальная версия, а на самом деле...
– Мы срочно оформляли документы, коллектив был без названия, и придумать имя надо было быстро. Девушка, ответственная за бумажную работу, предложила такой выход: «Что вы мучаетесь, вы Овен, ваш директор Овен, давайте напишем «Ариес»... Так вот, по-одесски, мы и назвались. Уже потом ребята придумали расшифровку, – рассказала за стаканчиком минералки основатель театра и режиссёр Алёна Пинчук.
Театр Овна существует уже 16 лет, все артисты – одесские студенты. Появился он при Доме культуры Одесского политехнического университета, так что в труппе не было недостатка в актёрах-мужчинах, большой плюс для театра. На гастроли «Ариес» начал выезжать с 1998 года. Первой страной, куда отправились одесситы, была Германия и фестиваль культуры в Берлине. Театр выступал в Мюнхене, Париже, Генуе, Вене...
– «Ариес» – театр пластики. Везде коллектив принимали на ура – в Европе любят авангардное искусство. Жаль, что в странах СНГ до его понимания пока не дошли, – продолжает рассказ директор театра Андрей Рогачёв.
«Ариес» – это театр по наитию: придумывается идея спектакля, режиссёр задаёт актёрам вектор работы, а затем из этюдов создаётся полноценная картина. Главный принцип постановок – не оставить зрителя равнодушным.
– Пластика – это выражение своего внутреннего мира, чувств и переживаний через движение. Каждый трактует пластику как хочет. Кому-то спектакли нравятся, кому-то нет, но главное – они рождают эмоции. Если человек ушёл с постановки равнодушным – это уже не искусство, – уверены Алёна и Андрей.
Ярославцам «овны» привезли два спектакля: философское «Бегство в пространство», историю взаимоотношений человека и времени, и воздушный мюзикл «Славянская баллада». Такие вот серьёзные попались одесситы.
Солнце уже золотило стены Знаменской башни, где клубы исторической реконструкции из Москвы, Владимира, Костромы, Ярославля и Рыбинска показывали средневековые мистерии на современный лад, художественное фехтование и разучивали со зрителями танцы прежних времён. Но праздник не подошёл к концу – на улице Подзеленье и Стрелке ночную тьму разорвали укротители огня, а клуб «Горка» превратился в одну большую сцену.
В воскресенье артисты поехали дарить частички своей души в детские дома и больницы Ярославля. Так что никто в городе точно не остался без своей божьей искорки.