Напомним: департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов правительства области определил предельный тариф, выше которого цены поднимать нельзя: для муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев – 16 рублей, для маршрутных такси – 18.
Правительство области традиционно заботится о том, чтобы транспорт оставался доступен для жителей региона. Так, областной бюджет возмещает автотранспортным предприятиям недополученные доходы от предоставления социальных услуг отдельным (льготным) категориям граждан, в том числе – ветеранам труда Ярославской области. С 19 июня 8 рублей за каждую поездку льготника будут компенсированы автопредприятиям из областного бюджета. Бюджет области также оплачивает разницу между расчётной стоимостью единого социального проездного билета и его установленной стоимостью, оплачиваемой самим пассажиром.
– В области работают шестнадцать перевозчиков, восемь из них закончили 2011 год с убытками, а в I квартале 2012 года в убытке – все, – обосновал принятое решение заместитель директора областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Александр Болтовнин. – С прошлого повышения тарифов стоимость дизельного топлива выросла на 56 процентов, а топливо составляет четверть себестоимости перевозок. В соседних регионах обстановка такая же: в Туле стоимость проезда повышают с 7 до 15 рублей, вологжане уже ездят за 16 рублей, жители Казани платят 18, в Санкт-Петербурге тариф – 25 рублей. Мы говорим лишь о предельной планке в Ярославской области – 16 рублей. В отдельных городах по решению местных органов власти тариф может быть ниже.
Однако возможностью установить тариф меньше предельной планки местные власти вряд ли воспользуются. Во-первых, сам по себе вопрос о повышении тарифов был поднят как раз муниципальными властями – департамент взялся за рассмотрение этого вопроса лишь после того, как получил соответствующую официальную просьбу из мэрии Ярославля. Во-вторых, местные власти настаивают как раз на максимально возможном повышении. Так заммэра Ярославля Николай Степанов при обсуждении грядущего повышения заявил на заседании комитета областной Думы, что если повысить тариф не до 16, а до 14 рублей, то городу дополнительно надо будет выплатить транспортникам из бюджета 163 миллиона рублей.
– При повышении тарифа до 16 рублей мы планируем поддержать малообеспеченных ярославцев: инвалидов, ветеранов, – сказал Николай Степанов. – Льготный тариф вырастет с нынешних 6 до 8 рублей, но разницу в 2 рубля город будет предприятиям дотировать. Это 20 миллионов рублей.
Однако льготы для социально незащищённых слоёв населения сохраняются только в общественном транспорте, в маршрутках они не действуют.
Александр Болтовнин на заседании автотранспортного союза отметил, что автоперевозчики вопреки расхожему мнению далёких от этой сферы людей не имеют сверхприбылей.
– Новые тарифы позволят лишь сохранить муниципальный транспорт, – считает он.
Но, как отмечалось на заседании союза, муниципальный транспорт убыточен не только из-за роста цен на горючее, а и по причине неэффективного управления. Например, логистика движения общественного транспорта уже много лет составлена таким образом, что людям выгоднее пользоваться маршрутками. Ведь чтобы на муниципальном автобусе добраться из Дзержинского района в Заволжский или на Нефтестрой, пассажиру необходимо сделать пересадку и заплатить дважды. Кроме того, количество выходящего на маршруты общественного транспорта (автобусов, троллейбусов) на данный момент гораздо меньше числа частных маршруток. Случайно или нет, но установленная городскими властями схема маршрутов муниципального пассажирского транспорта фактически стимулирует пассажира пользоваться услугами частника, а значит – городской бюджет теряет значительную часть доходов.
Поэтому для улучшения качества транспортных услуг правительство области предложило мэрии Ярославля разработать программы развития пассажирского транспорта, предусматривающие мероприятия по обновлению подвижного состава и изменение транспортной логистики таким образом, чтобы рос объём перевозок (и соответственно доход) муниципальных автопредприятий, предоставляющих услуги льготникам. Необходимо также, чтобы за ростом тарифов последовали изменения в качестве перевозок пассажиров и люди это почувствовали.
– К сожалению, в последнее время контроль за качеством предоставления услуг был ослаблен, – подчеркнул Александр Болтовнин. – На маршруты выходят грязные, замызганные автобусы. Есть серьёзные претензии к водителям маршруток, когда они позволяют себе лихачить, слишком вольготно одеваются, слушают громкую музыку, разговаривают по телефону и курят за рулём. Транспорт должен быть не только удобен, но и безопасен для пассажиров, и поэтому мы должны держать автоперевозчиков «в тонусе».
На заседании автотранспортного союза свою позицию аргументировали ярославские автоперевозчики.
– Речь сейчас идёт не о том, выгодно нам или не выгодно повышение тарифов, оно сегодня просто необходимо, – выразил общее мнение один из автоперевозчиков индивидуальный предприниматель Александр Невесёлов. – Тариф 18 рублей для нас – не большой. Учитывая необходимость развития, он вообще-то должен быть 20 рублей!
Так что новые тарифы дают и частному бизнесу стимул к развитию.