В частности, он предложил назвать две улицы столицы в честь Великого князя Сергея Александровича и его супруги Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. По мнению министра, их имена на карте Москвы должны появиться вместо фамилий палачей и убийц, например Петра Войкова – одного из участников расправы над царской семьёй в Екатеринбурге. А между тем в топонимике столицы имя этого человека упоминается неоднократно: есть улица Войкова, несколько Войковских проездов да ещё станция метро «Войковская» и Войковский район. Оставлять такие имена на карте города, считает Мединский, это «всё равно, что называть улицу в честь Мовлади Удугова или Хаттаба».
Тема переименования улиц актуальна и для древнего Ярославля. Неоднократно она поднималась и на страницах «Северного края». Те же москвичи, обсуждая инициативу Мединского, приводят Ярославль в пример в качестве города, нашедшего разумный компромисс в переименованиях. Имеются в виду висящие друг под другом несколько указателей, например, «Улица Суркова», «Бывшая Школьная», «Бывший Гимназический переулок» и «Бывший Благовещенский переулок».
Какие-то новые (хорошо забытые старые) названия органично вплетаются в жизнь города, и сегодня Богоявленская площадь звучит гораздо привычнее, нежели площадь Подбельского. И исчезновения на картах Ярославля улицы Циммервальда почти никто не заметил, эта небольшая улочка органично влилась в улицу Собинова.
Как относятся к фактам переименования улиц, возвращения им исторических названий ярославцы?
Наталья Сергеевна ЗЕМЛЯНСКАЯ, историк-краевед, член городской топонимической комиссии Ярославля:
– Нельзя смешивать политику и топонимику, нельзя чохом в угоду политическим веяниям переименовывать улицы! Здесь я стою насмерть. Ведь в каждую эпоху – свои лидеры, свои кумиры. И это лишний раз убеждает меня в моей собственной правоте: нельзя улицам давать именные названия, называть их в чью-то честь. Ситуация может измениться в любой момент. Улица – не мемориальная доска на кладбище, название даётся для удобства ориентирования внутри города. Топонимика складывается не годами – веками, и если рассматривать идею переименования улиц, то надо не новые названия давать, а возвращать исторические, причём не выборочно – этой улице вернуть старое название, а эта и так хороша, а всей исторической застройке.
Вадим Иванович СВИРИДОВ, реставратор:
– Считаю, что новый министр культуры поднял очень важную тему. Названия улиц имеют огромное значение для правильного восприятия нашей истории. Они влияют на нравственные ценности. Улицы надо называть именами достойных людей, которые могут служить примером для будущих поколений. Как мы можем гордиться террористами или деятелями, внёсшими сомнительный вклад в развитие страны, города? А их именами названы многие улицы, в том числе и в Ярославле. В нашем городе надо переименовать улицы Халтурина, Воинова, Карла Либкнехта, Закгейма, Урицкого и другие. К примеру, улица Воинова в Ленинском районе названа в честь рабочего, социал-демократа Ивана Воинова, который был выслан за революционную деятельность из Петербурга в Ярославскую губернию. И в его честь назвали улицу, поскольку она расположена рядом с земской больницей, в которой Воинов работал санитаром. До этого улица была Больничной.
А как можно было назвать улицу именем Халтурина! Степан Халтурин – террорист, который в 1882 году произвёл взрыв в Зимнем дворце, пытаясь убить Александра II. Император не пострадал, но погибли 11 солдат – герои русско-турецкой войны. Улицы Халтурина есть во многих городах России, на Украине. В Киеве и Одессе им вернули исторические названия. Пора и нам это сделать!
Ольга МАЗАНОВА, архитектор:
– Разумеется, я за исторически значимые названия. Но к переименованию улиц надо подходить очень взвешенно, этим должны заниматься специалисты, ведь топонимика – это целая наука со своими законами. Считаю, что на домах должны быть несколько табличек – с современным названием улицы и с прежними названиями.
Топонимы рассказывают нам очень многое об истории города, ландшафте. Мне больше по душе старинные названия слобод, улиц. Они звучат очень красиво, как музыка. К примеру, вот названия одной и той же улицы: Республиканская и Дворянская, Кедрова и Варваринская, Свободы и Власьевская. На мой взгляд, старинные названия более красивые, более глубокие. Вообще наши предки очень вдумчиво относились к тому, как назвать улицу, слободу, ручей. Это шло от души, от сердца. Наверное, поэтому в старинных топонимах столько гармонии, тепла и света. Река Нетеча, Ершов ручей, слобода Киселюха, Ямская слобода... Топонимы – это часть истории, и к ним нужно относиться бережно, даже если их уже нет на карте города.
Александр Васильевич ВОРОБЬЁВ, первый секретарь Ярославского обкома КПРФ:
– Инициатива по переименованию улиц возникла у Владимира Мединского задолго до того, как он стал министром культуры. Эти спорные проекты, предлагаемые Мединским, только внесут раскол в общество. Да, были в истории изгибы, переломы, но сейчас не переименованием улиц надо заниматься, а решением насущных проблем. А эти инициативы нового министра только уводят в сторону. Сейчас в областной Думе обсуждаем важнейшие вопросы о тарифах, о ремонте дорог. Рубль падает. Эти проблемы важнее, чем переименование улиц. Надо думать о том, как сделать жизнь людей лучше, помочь им.
* * *
Подводя итог всему вышесказанному, хочется процитировать слова нашего нового премьера Дмитрия Медведева, который выразил надежду, что энергия министра культуры Мединского будет работать в правильном направлении и в мирных целях. А то ведь на местах иные ретивые чиновники и лоб себе разобьют.
Гость | 07.06.2012 в 12:56 | ответить0
О каких «ретивых чиновниках на местах» идет речь в конце статьи? До сих пор ретивые ярославские чиновники — из прошлого состава мэрии — разбивали себе коленки, падая ниц перед памятью палачей и убийц Володарского, Урицкого, Дзержинского и других. Не случайно в Ярославле остались практически все советские названия улиц. Куда ни плюнь, обязательно попадешь в советскую вывеску. Так что пришла пора «ретиво» их все поубирать и вернуть всему центру, как предлагает Землянская, исторические названия.
Гость | 07.06.2012 в 13:12 | ответить0
Да, давно пора!
Гость | 07.06.2012 в 15:47 | ответить0
Молодцы, ребята! Согласен с Вами! Коренной ярославец со стажем 60 лет.
Русский человек | 07.06.2012 в 19:04 | ответить0
Улицам не случайно дали имена палачей.Это, действительно, политика.А те, кто давал позорные имена улицам, площадям просто глумятся над русским народом, считая его за быдло.Не надо быть равнодушными и невежественными, иначе пропадем.
Гость | 07.06.2012 в 20:16 | ответить0
Кому это выгодно? Выгодно чиновникам, за каждую бумажку, справку по тысяче рублей.Народ потеряет миллиарды рублей.
Гость | 08.06.2012 в 09:23 | ответить0
Предложение этого ничтожного чиновника такое же, как МИЛИЦИЮ переименовать в ПОЛИЦИЮ. Звон есть, а толку — нет. "… страшно далеки они от народа..."
Неравнодушный | 08.06.2012 в 16:51 | ответить0
Не путайте, это совсем другое. Неужели вы хотите жить на улице, названной именем палача, неужели вам все равно?
Гость | 08.06.2012 в 21:03 | ответить0
И в чем же палачизм заключается? Иван Воинов — палач? Вся вина которого в том, что распространял листовки и был за это убит? Или Володарский, который был убит за то, что закрывал газеты? Не самые святые люди, конечно. Только все они были арестованы и сосланы за принадлежность к РСДРП, за инакомыслие. Не было тогда демократии в России. Точно так же как сейчас начинают вводить всякие штрафы за участие в митингах и арестовывать. Поэтому чем кричать палач! историю прочитайте сначала, только не лживые книжонки от ЕР.
Гость | 11.06.2012 в 09:36 | ответить0
Политику с топонимикой смешали те, кто стал давать улицам имена политиков-революционеров. Поскольку к этим людям не может быть однозначного отношения (для одних Ленин — кумир, для других — последжняя сволочь), в принципе нельзя называть улицы именами политиков. Если уж присваивать имена людей улицам, то это должны быть действительно великие люди — художники, писатели, композиторы, учёные, архитекторы, т.е. те, кто помогал людям очутить себя людьми, звал к высокому. Политик — всегда коньюнктурщик, поэтому однозначногог отношения к нему быть не может. Как и военные. Вот Жуков — для кого-то великий человек, победитель Гитлера, для кого-то — жестокий тиран, заваливавший немецкие укрепления трупами русских солдат. А то, что Пушкин или Репин — гении, согласны даже их враги. В Ярославле полно улиц, названных именами политиков, причём очень посредственных. Вот их и нужно переименовать.
Гость | 15.06.2012 в 21:21 | ответить0
При чем тут политика? Надо идти не от отрицания, а от возрождения и позитива. Здесь не должно быть злобы. Это наша страна. Наша история. Другой у нас нет. Да, мы такие. Мы прошли через это. Но надо возвращаться к своим истокам. Старые названия надо возвращать. Я, например сейчас езжу по Москве и восхищаюсь возвращенными старым названиями: Охотный Ряд, Остоженка, Ордынка, Моховая… Гордость берет, что ты-русский человек.Что у нас такой красивый язык, такая богатая история.Если мы вернем Ярославским улицам старые названия, мы научимся сами уважать себя и свою историю. Мы привьем молодежи любовь своему городу. Мы научимся сохранять его исторический облик. Все нужно делать не с горяча, а по уму, с любовью. И только с участием специалистов.
Гость | 16.06.2012 в 09:43 | ответить0
Всё дело в том, что у нас нет неангажированных специалистов. «Красные специалисты» вам в два счёта докажут, что Кедров — герой революции, боровшийся за счастье трудового народа, а «белые специалисты» — что это садист, шизофреник и убийца. Специалисты — такие же люди, только чуть больше знающие даже не историю, а исторические факты, которыми они начинают жонглировать. Тут выход только один — принять решение и чохом вернуть все названия хотя бы в Кировском районе (который надо переименовать в Центральный) к состоянию на 1 марта 1917 года.
Гость | 16.06.2012 в 10:52 | ответить0
Точно, давайте начнем с районов. Кировский — Центральный, Ленинский — Вспольинский, Дзержинский — Брагинский, Красноперекопский — Закоторосльной, Фрунзенский — Дядьковский. Это вообще всё бесплатно будет.
Порывкин ВН | 16.06.2012 в 19:45 | ответить0
А проспект Дзержинского переименовать в проспект Ивана Ткаченко