Собинов закончил в Ярославле гимназию, прожил в родном городе до девятнадцати лет, уехал в Москву поступать на юридический факультет МГУ. Университет он закончил, но юристом не стал. В 1897 году «известный московский певец-любитель», как тогда писали о Собинове, дебютировал в Большом театре партией Синодала в опере Рубинштейна «Демон». По словам критика, «Собинов выказал себя в очень симпатичном свете и имел выдающийся успех». Об уникальных голосовых данных дебютанта рецензент газеты «Новости дня» отзывался так: «Вот что значит иметь в тембре металл, такое свойство звука часто с успехом заменяет его силу».
За свою долгую карьеру «Орфей оперной сцены» спел около тридцати партий мирового тенорового репертуара, не раз блистал на итальянских гастролях. Сегодня в зале филармонии прозвучат номера из его концертного репертуара, мелодии из опер, в которых пел Собинов, – в исполнении академического хора Московского университета, солистов столичных оперных театров и Ярославской филармонии, артистов и музыкантов из училища-колледжа и школы искусств имени великого певца. В фойе филармонии будет развёрнута выставка «Истинный певец, истинный человек» из фондов закрытого на реконструкцию Дома-музея артиста – подлинных костюмов и сценических аксессуаров к его ролям.
Продолжением дней Собинова станет 9 июня ещё один мемориальный вечер – пройдёт он в зале «Классика» музея-заповедника. Его тема соединяет имена Собинова и французского композитора Масснэ. Собинов был одним из лучших за всю историю вокального искусства исполнителем заглавной партии в опере Масснэ «Вертер».
Крещёный в ярославском храме Дмитрия Солунского, чьими прихожанами были Собиновы, Леонид Витальевич до конца жизни оставался человеком по-христиански милосердным и многотерпеливым. Наверное, именно это имела в виду его недальняя родственница, скульптор Вера Игнатьевна Мухина, говоря: «Чище Собинова я человека не знаю».
О том, какой незаурядной личностью был Леонид Собинов, читайте в публикации писателя Герберта Кемоклидзе «Не только тенор, но к тому ж поэт»