Здание с огромным гаражом на первом этаже, оставшимся от некогда «квартировавшего» здесь пожарного депо, расположено на Нижнем посёлке, в живописной местности – недалеко сосновый бор. Каким образом оно стало предметом судебного спора?
Для начала сообщим: приватизация квартир в доме уже давно закончилась, но судьба нежилых помещений до сих пор под вопросом.
Дело в том, что центральную часть дома занимают гараж и бывшее общежитие. Именно эти помещения ОАО «Ярэнерго» передало в 1997 году в муниципальную собственность.
Однако в реестр объектов муниципальной собственности они занесены почему-то не были. «Зависли», оказались ничьи. Тем не менее этими помещениями, как собственным имуществом, продолжала распоряжаться администрация ТЭЦ-2 ОАО «Ярэнерго». Здесь разместили пожарную часть для охраны ТЭЦ.
Позже пожарную часть расформировали. Но в ничейных помещениях первого этажа справил новоселье линейный участок № 4 Управдома Заволжского района. Помещения использовались разнообразно: от склада стройматериалов вплоть до организации пункта по приёмке ртутьсодержащих ламп… В боксах гаража появились непонятно кому принадлежащие автомобили.
Обо всех этих фактах жители дома, которые хотели избавиться от шумных и небезопасных соседей, неоднократно сообщали в правоохранительные органы. Только в прокуратуру было направлено восемь жалоб. Прокуратуры Заволжского района и города Ярославля потребовали от управляющей компании освободить помещения первого этажа. Что и произошло в начале нынешнего года. Правда, предписания прокуратуры не коснулись водителя Ярославской мэрии, который продолжал использовать гаражный бокс для содержания как служебного, так и своего личного автомобиля.
В ходе всей этой эпопеи жители дома не раз получали и такой ответ из некоторых инстанций: в собственности помещения не значатся, стало быть, ничем помочь нельзя... Не очень-то и нужны эти помещения были тогда и городу Ярославлю, и области, и управлению МЧС. Да и зачем им было брать на себя лишнюю обузу – аварийное здание, которое не ремонтировалось с момента постройки, то есть 75 лет.
Тогда жители дома предприняли попытку переговоров с КУМИ, чтобы получить все эти «ничейные помещения» в долевую собственность. Ведь их можно сдавать в аренду и за счёт полученных средств поддерживать обветшавшее здание. Жилищному кодексу не противоречит такая постановка вопроса. И тут-то в конце 2011 года руководство КУМИ вдруг обращается в управление Росреестра с заявлением о постановке всех помещений на учёт как бесхозяйных, чтобы затем через суд признать их муниципальными. Почему вдруг?
Впрочем, за ответом на вопрос далеко ходить не нужно. Напомним, незадолго до этого Заволжский районный суд Ярославля своим решением обязал мэрию как бывшего собственника и наймодателя жилых помещений дома № 34 по улице Клубной провести капитальный ремонт всего дома. Вот в мэрии, как видно, и решили: раз уж ремонтировать, то по крайней мере своё, родное!
Но подобные мысли возникли не только в головах сотрудников мэрии. В Заволжский суд были поданы ещё и иски трёх сотрудниц Главного управления МЧС РФ по Ярославской области, якобы нуждающихся в жилье. Дамы заявили о своих правах на приватизацию трёх комнат общежития, которое когда-то занимала пожарная часть ТЭЦ.
В подтверждение своих прав они представили суду копию решения жилищно-бытовой комиссии управления государственной противопожарной службы
(УГПС) Ярославской области о предоставлении им служебных комнат в доме № 34. Заседала комиссия вроде как 21 января 2004 года! Указанная дата и породила сомнения. На документе – оттиск печати УГПС управления внутренних дел Ярославской области. А должна быть печать ГУ МЧС РФ по Ярославской области! Ведь в соответствии с указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области противопожарной безопасности» противопожарная служба ещё с 1 января 2002 года выведена из структуры органов внутренних дел и теперь входит в состав ГУ МЧС России по Ярославской области… Откуда же милицейская печать?
Одну из остро нуждающихся в жилье дам представитель ГУ МЧС охарактеризовал в суде как очень значимого сотрудника – помощника начальника по тылу одного из пожарных отрядов области. Другая, подполковник МЧС, на суде пояснила: с мужем (он, кстати, тоже старший офицер МЧС) у неё бывают конфликты, а квартира, в которой они вместе живут, принадлежит ему, и ей просто нужно на время домашних треволнений где-то перекантоваться с детьми. Один «ребёнок», к слову, учится в Ивановском институте МЧС.
Мало того, одним из оснований для признания дамских прав на комнаты стало утверждение, что они там уже проживают и там даже находятся их вещи... На фотографии виден жуткий интерьер комнат, где якобы «проживают» дамы!
Легко представить удивление судьи, который при выезде на место своими глазами увидел дизайн этого «жилья». Впечатления, вероятно, и стали одной из причин отказа в иске сотрудницам МЧС. Особенно поразила выездную судебную комиссию комната, в которой прежде проживал заводчик собак. После его смерти здесь до сих пор стоят вещи покойного и в том числе огромная клетка на полкомнаты. Трудно предположить, что эта клетка, то есть комната, принадлежит какой-либо из женщин… В клетке она, что ли, живёт?
Но удивительно при этом, что в КУМИ, где незадолго до того отказали жильцам-собственникам, передумали признавать общежитские комнаты муниципальной собственностью и уже не возражали против передачи их сотрудницам МЧС.
С гаражами ситуация также непроста.
КУМИ не заявлял о своих правах на эти помещения, пока в суд не обратились жильцы дома, то есть собственники общедомового имущества. В ходе судебных заседаний появился встречный иск города Ярославля, который просит суд признать гаражи муниципальной собственностью. Надо думать, чтобы потом распорядиться ими по своему усмотрению. Например, продать, сдать в аренду или заселить уже на законных основаниях тот же линейный участок.
Усиливается напор и с третьей стороны. После отказа сотрудницам МЧС в праве на приватизацию комнат представитель ГУ МЧС по Ярославской области подаёт в суд иск о признании права федеральной собственности на помещения первого этажа – гаражи и административные помещения, чтобы разместить в жилом многоквартирном доме пожарное депо! И нарушить тем самым действующие санитарные, строительные и противопожарные нормы.
...Между тем в 2011 году в статью 36 Жилищного кодекса РФ внесены изменения, позволяющие собственникам квартир использовать встроенные нежилые помещения для социально значимых целей. Благодаря данным изменениям закона жители могли бы сами управлять своим домом, обеспечивать свою безопасность и сохранность собственного имущества. Судебные слушания по дому продолжаются...