Обращает на себя внимание то, что руководители департаментов мэрии (многие из них – уже бывшие) во всех грехах винили подрядчика, при этом часто не называя организации и конкретные фамилии. Пострадавших водителей успокаивали тем, что мэрия в контракте предусмотрела пятилетнюю гарантию дорожников. Мол, потерпите, обиженные водители, подрядчик ликвидирует свой брак в указанный срок.
Невольно встаёт вопрос: а где же был заказчик, обязанный следить за выполнением контракта, за качеством выполняемых работ? И где служба технадзора, которая должна буквально ежедневно следить за ходом работ непосредственно на месте, составлять акты на скрытые работы, не допуская случаев производства брака в процессе их выполнения. Увы, название соответствующих организаций и конкретных ответственных лиц в структурах мэрии покрыто глубокой тайной. Может быть, такая обстановка складывается по той причине, что в структурах мэрии сегодня практически отсутствуют специалисты с дипломом инженера-дорожника?
Вспоминается такой эпизод. При возведении «Арены-2000» строители однажды обнаружили, что им доставили изготовленный на заводе бетон с тридцатиминутным опозданием против норм. Они категорически отказались использовать его в деле. Но это были финские строители. А вот когда ярославским строителям указали на то, что нельзя укладывать асфальт на сырое основание или просто в грязь, то они отделались заявлением, что это новая прогрессивная технология (?!). К чему она привела, всем известно. Как говорится, плакали бюджетные денежки, и, увы, безвозвратно.
И здесь возникает ещё вопрос, а где роль специализированной организации – инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, для чего она существует с немалым штатом чиновников. Инспекцию эту почему-то не видно и не слышно. Может быть, потому, что её возглавляет (с высоким званием главного государственного инспектора строительного надзора) специалист с дипломом инженера-механика, а заместителем у него (опять-таки по званию – государственный инспектор государственного строительного надзора) – юрист по образованию? Я не исключаю, что первый из них хорошо разбирается в автомобилях и строительной технике, а второй – в Гражданском кодексе. Но вызывает сомнение, что занимающие названные должности чиновники, не обладая специальными инженерными знаниями, достаточно хорошо владеют утверждёнными на федеральном уровне строительными нормами и правилами, а также вопросами технологии производства строительных, в том числе – дорожных работ.
Может быть, поэтому уже не малое время в городе разрешено движение автотранспорта (с перерывами на ремонтные работы) по новому мосту через реку Которосль, не законченному строительством и не принятому в эксплуатацию? Непонятно также открытие движения пешеходов по надземным переходам на Московском проспекте без проведения необходимых (в соответствии с государственными нормами) обследований готовых мостовых конструкций. Похоже, солидарны в этом вопросе с мэрией и местные органы ГИББД и МЧС.
В заключение хочу остановиться на следующем вопросе. В газете «Северный край» (да и в других СМИ) в последнее время появилось немало публикаций с критическими замечаниями в адрес чиновников мэрии. Интерес читателей (а их у газеты «Северный край» несколько тысяч) к этим материалам проявляется в получаемых и публикуемых на страницах газеты откликах простых ярославцев. А вот мнения чиновников мэрии на критические замечания в их адрес остаются для читателей большой тайной. Она раскрылась для меня в ответе одного из ответственных чиновников мэрии (теперь уже бывшего). На моё официальное обращение он в письменной форме ясно дал понять, что чиновники не обязаны реагировать на критику в газете, даже если в ней приводятся примеры серьёзных недостатков в работе муниципальных служащих.
Выражу пожелание новому руководству мэрии, ответственному, в том числе за связи со СМИ, удостаивать газету «Северный край» и её читателей своим вниманием и официально обязать всех чиновников отвечать письменно на критические статьи в газетах.
Здесь нелишне напомнить, что в доперестроечные времена чиновники всех уровней обязаны были отвечать на критические публикации в печатных (и не только) СМИ, чтобы затем их ответы доводились до сведения рядовых читателей. Восстановление этого весьма демократичного, по моему мнению, правила значительно повысило бы авторитет соответствующих органов нашей власти.