Не хочется говорить об Ирине Бариновой в прошедшем времени. Да и неверно: слово-то её живёт, вдохновляя, волнуя и радуя. Все её произведения – стихи, рассказы, очерки – высочайшего художественного уровня, наполнены светом и теплом, чистотой и ясностью, устремлены к жизни.
По чувству слова и языка ей мало отыщется равных. Основа её поэзии – тонкая и гибкая мелодика стиха. Её строки сразу остаются в памяти, узнаются по неповторимой интонации, по всему, что именуется словом Поэзия.
На первом месте, не считая семью, для неё всегда было творчество. Но она всегда оставалась женщиной – и в творчестве, и в жизни. Была сильной и независимой, но открыто признавалась и в слабости.
Так хочется, чтоб кто-то пожалел,
Устала быть разумной, деловитой,
Отвлечься б от больших и малых дел,
Пожить бы простодушно и открыто.
И если надо, выплакаться всласть,
Всё рассказав о горестях и бедах,
Влюбиться, растеряться, запропасть
И яблока запретного отведать…
Дорогого стоит такая исповедальность, не каждому это под силу.
Стихи у Ирины Бариновой лишены надрывного пафоса, велеречивой зауми. Они просты, но не простоваты, легки, но не легковесны. Запоминаются неожиданной точностью и глубиной образа, пронзительной искренностью и, пожалуй, главным – сердечной, душевной открытостью. Даже распахнутостью.
Вот я вся тут. Уж едва ли
Предо мной кто устоит.
…Если бы вы только знали,
Как душа моя болит.
Обаяние и лёгкость интонации свойственны всей Ирининой поэзии. Стихи её, написанные в традиционной русской форме, всегда новы и дадут сто очков вперёд любому нынешнему модернисту. По природе она была абсолютно честным и справедливым человеком, человеком-творцом, человеком-художником. А это, особенно для женщины, да ещё столь обаятельной и талантливой, груз немалый. Это – крест. Под конец жизни Ирина всё чаще заговаривала на эту тему. Не случайно, наверное, и венок сонетов с названием «Жизнь» родился.
Она была естественна и открыта для всех и каждого, кто хоть в чём-то нуждался. Готова была отдать последнее, бесконечно «участвовать в судьбе», помогать словом и делом. Многие состоявшиеся поэты и сегодня с гордостью называют себя учениками Ирины Бариновой.
Ирина не была избалована вниманием властей предержащих. И для неё это благо. Чиновники от культуры, активно участвовавшие в «незамечании» поэта Ирины Бариновой, приватизировавшие право распоряжаться судьбами людей и творческих коллективов, интересны ей были лишь в том плане, чтобы написать «Убиение ярославской культуры не состоялось», «Творцы и чиновники», «Шабаш прилитературных лакеев» и другие яркие статьи об истинном положении вещей в связи с узурпацией духовности в Ярославле и России.
И недруги с наветами
Влезают в жизнь мою.
…Но теми обогрета я,
Кого сама люблю.
И пусть не поубавится
Завистников и зла,
Но верю, что останется
Душа моя чиста.
Знаменитой она быть не стремилась. Но всё-таки была таковой. Не просто популярной, а именно знаменитой. Отмахивалась, правда, от такой характеристики, но не очень активно. Известный в стране композитор Григорий Пономаренко, прочитав в журнале «Юность» поэтическую подборку молодой ярославской поэтессы, написал цикл песен на её стихи, которые часто звучали по Всесоюзному радио. Кобзон и сейчас нет-нет да исполняет её песню «Не дай нам Бог».
Плодотворным оказалось творческое содружество с череповецким композитором Геннадием Митяевым – написано более двадцати песен, вышедших на аудио- и видеодисках. Ярославский композитор Вячеслав Тихонов в прошлом году выпустил альбом с нотами на стихи Ирины, озаглавив его «Рябиновые бусы». И по сей день песни на её стихи с неизменным успехом исполняются на концертах и творческих вечерах самого высокого уровня и масштаба. Но первым композитором, с которым Ирину свела судьба, была Людмила Горячева.
В архиве у Ольги Николаевны, матери Ирины, хранится письмо, адресованное талантливой дочери композитором Григорием Пономаренко в не лучшее для Родины и творческих людей время. Оно начинается так: «Милая, талантливая девушка с ямочками на щёчках! У нас – счастье: полкниги твоих чудесных стихов я положил на музыку! Это удивительно! 9 марта Вероника Журавлёва их будет петь. Я очень доволен своей работой с тобой. Дай Бог нам!..». Здесь же приписка Вероники Журавлёвой, народной артистки России: «Ирочка, уже вся наша Кубань поёт песни Григория Пономаренко на стихи Ирины Бариновой. Какая там замечательная музыка! И точно такие же потрясающие женское сердце стихи. Я так полюбила эти стихи и песни, что иногда кажется, что они со мной были всю жизнь. Дай Бог, чтобы мы встретились!».
Встречи не произошло. Дверь закрылась. Ушёл человек, оставив после себя светящийся след непридуманной, природной, как разряд грозового электричества, поэзии.
В известном своём стихотворении Ирина говорит: «Не дай нам Бог оторванным листом / скитаться одиноко по чужбинам…». Она не оторвалась «от ветки родимой» – слишком крепки корни, связь с Родиной, своей землёй, с народом, его культурой и литературой. А её поэтический восклик – лучшая эпитафия большому поэту.
Вряд ли 60-летний юбилей Ирины Бариновой будет отмечаться у нас широко, но с любовью – точно.