При этом не думайте, что облюбованная квартира обойдётся вам из расчёта тех самых 31950 рублей за квадратный метр. Принятый стоимостной норматив применяется для расчёта размеров социальных выплат из федерального бюджета на приобретение жилья для тех, кто участвует в различных государственных программах. Этот же норматив используется при выплате государственных субсидий молодым семьям и при взаиморасчётах федерального и регионального бюджетов, когда выделяются квартиры для ветеранов.
Во всех прочих случаях цена квадратного метра никак не может быть меньше этой цифры. Она всегда больше. Какая – зависит от конкретной ситуации: кирпичный дом или, например, монолитный, каков уровень комфорта предлагаемых квартир и самое главное, в каком районе дом находится. В центре Ярославля цена «квадрата» 90 тысяч рублей и выше, на Липовой, в Брагине – ниже. Цена колеблется в зависимости от спроса, сезона и много чего ещё. По данным отслеживающих эти процессы агентств, на 16 апреля средняя цена за квадратный метр в Ярославле составляла 60915 рублей.
Можно ли снизить эту очень даже немаленькую цену? Можно. Для этого, как все понимают, нужно строить дешевле. Как? Вот это уже вопрос. «Северный край» задавал его компетентным людям, с некоторыми мнениями мы вас и познакомим.
Начнём с того, что сказал руководитель одной небольшой строительной организации. Сказал на условиях анонимности, поскольку, как мы поняли, это крик души.
– В основе цены – себестоимость. Из чего складывается себестоимость квадратного метра? В неё входят стоимость материалов и механизмов, зарплата, накладные расходы плюс закладывается какая-никакая прибыль, чтобы наша организация могла существовать дальше.
Как сэкономить на материалах? На них устраивают тендер, значит, чтобы сэкономить, надо или взять брак, или украсть. Тем не менее кирпич мы возим из Иванова, некоторые возят из Костромы – там дешевле.
Как сэкономить на механизмах? Сколько стоит кран, столько он и стоит. На зарплате? Её тоже не урежешь, квалифицированный каменщик зарабатывает у нас 30 – 40 тысяч, а его подсобный и вовсе 20 – 25 тысяч рублей, куда ещё меньше? Сократить накладные расходы тоже проблема: это ведь и обустройство строительной площадки, и содержание аппарата, и прочие жизненно необходимые затраты.
В экономичном проекте должны быть заинтересованы прежде всего проектные организации, а они разрушены. Старые специалисты ушли на пенсию, молодых в городе не воспитали. Вот и мудрим с каждым таким проектировщиком, как умеем.
Но главное даже не это. Каждому строящемуся дому нужны вода, электричество, тепло. За подключение к ним требуется платить миллионы, которые тоже ложатся в стоимость квадратного метра. Мало того, из-за бюрократии в их структурах накручиваются всё новые и новые деньги. Наша организация давно, например, строит некий дом в центре, осенью мы вышли на финишную прямую, но не тут-то было. Оформление документов на подачу тепла заняло всю зиму, тогда как раньше на это уходила неделя, максимум две. И вот всю зиму мы держали дом без тепла. Грели его электрическими пушками, дизельными обогревателями, расходовали топливо, электроэнергию. Куда расходы? В тот же квадратный метр, куда ещё?
Сейчас нам надо прокладывать водопровод, оформляем ордер на земляные работы. При этом надо пройти 22 организации (!), и в каждой говорят: вот мы вам счётик подготовили. Везде счётик, счётик – по копеечке, по рублику – эта бюрократическая составляющая подкосит кого угодно. Главное, всем таким организациям совершенно по барабану все наши заботы.
О том же говорил Алексей Терещенко, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Ярнефтехимстрой»:
– В Ярославле одна из самых высоких плат по России за технологические присоединения. Ещё до выхода на строительную площадку мы заключаем договоры на технологическое присоединение к объекту воды, тепла, электроэнергии. Обозначаются суммы, сколько это будет стоить, и мы платим миллионы, я подчёркиваю, не сотни тысяч, а миллионы рублей каждому такому монополисту. В июне, например, сдаём один из наших домов: водоканалу за него положено 3 млн., ЯГЭС – 1,5 млн., теплосети – 3 млн. рублей. И это при том, что дом далеко не самый большой, всего 85 квартир.
Одна из проблем – постоянный рост цен на материалы, в заранее оговоренную сумму на строительство поэтому никогда не укладываешься. Цена на кирпич повышается два-три раза в год, причём совершенно нелогично. Производители строительных материалов в Ярославле все частные. Проснулся владелец кирпичного завода однажды утром и решил: спрос есть, назначу-ка я цену побольше, всё равно ведь брать будут. И берём. Сейчас стройка на подъёме после кризиса, все ярославские заводы работают «с колёс», мы иногда даже вынуждены завозить кирпич из других областей.
Андрей ЛУКАШЁВ, президент Ярославского института устойчивого развития городов и территорий:
– В цене квадратного метра «сидит» стоимость земли и инженерной инфраструктуры. В Ярославле никто не занимается подготовкой земельных участков под строительство. Каждый поэтому старается «сесть» на уже готовую инфраструктуру, а за неё надо платить. Ещё одна проблема – проваливается собственная промышленность строительных материалов. Когда говорят, что для снижения стоимости квадратного метра нужно внедрять новые технологии, я отвечаю: покажите мне такой новый материал, который будет гарантированно стоять больше десяти лет. А кирпич стоит. Но попробуйте его купить сегодня, в апреле – будете стоять в очереди до сентября.
Аркадий БОБОВИЧ, архитектор, председатель общественного градостроительного совета:
– Цена на жильё высокая, потому что очень высокие цены на строительные материалы. В Ярославле всё строительство ведётся преимущественно в железобетонном каркасе. В его основе металл и цемент, и то и другое привозное и стоит очень дорого. А традиционный наш местный материал, кирпич, всё-таки используется мало.
Ещё одна причина дорогого квадратного метра та, что выделение земельных участков под строительство происходит через аукционы. Это дороговато. Почему бы не вернуться к практике бесплатного выделения участков, как это было раньше? Конечно, потребуется контроль за тем, чтобы они использовались по назначению, а не для спекуляции. Недавно вновь избранный Президент Путин инициировал ряд мер для упрощения процедуры подготовки строительства, назвав эти меры революционными. Ещё одной такой революционной мерой могло бы стать бесплатное выделение участков под строительство.
Но если судьба этого предложения зависит в конечном счёте от федеральных властей, то есть ещё одно, вполне реализуемое на местном уровне. Мы строим многоэтажное жильё, хотя оно самое дорогое и в плане строительства, и в плане эксплуатации. Я лично считаю самыми оптимальными для Ярославля четырёхэтажные дома: в них не требуются лифты, повысительные насосные станции для подкачки воды, специальные системы дымоудаления. Без некоторых видов такого оборудования можно строить и пятиэтажные дома, они тоже обойдутся дешевле нынешних высоток. А вот если дом за двенадцать этажей, там полагаются уже электроплиты, это опять удорожание.
В последнее время в качестве альтернативы многоэтажному сделан крен на одно- двухэтажное строительство. Но сколько же земли для него потребуется! Может быть, я не прав, а может быть всё-таки прав – давайте посчитаем!
Виктор ЖУЧКОВ, первый заместитель директора департамента строительства правительства Ярославской области:
– Почему цена квадратного метра в Ярославле высокая? Вообще-то это вопрос не к нам, а к директору соответствующего департамента мэрии Феликсу Ивановичу Ходановичу, мы занимаемся областью в целом, хотя и по городу у нас своё мнение есть. Мы считаем, что причина высокой цены квадратного метра – низкое предложение жилья на рынке. В Ярославле нужно вести массовое строительство, а не точечную застройку, обогащая тем самым энергетиков и остальных, обеспечивающих инфраструктуру. Что касается земли, то, хотя она в Ярославле и дорогая, но она оценена достаточно объективно.
***
Разброс мнений, как видите большой, но один общий вывод из них всё-таки можно сделать сразу. Если всё у нас в строительстве останется, как сейчас, то цены на жильё в Ярославле наверняка будут расти и дальше.