Историю не снесёшь, а парковаться надо
Бизнесмены приезжают на работу на личном авто и стараются поставить своего железного коня едва ли не у дверей конторы, от чего центр города страдает не только эстетически, но и физически – порой из-за скопившихся чуть ли не на проезжей части машин невозможно проехать не то что общественному транспорту, а даже собратьям-автомобилистам. В часы пик путь через центр города занимает примерно столько же времени, сколько из спальных районов. Да и разноцветная жестяная чешуя историческое лицо города отнюдь не молодит и не освежает.
– Историческая застройка, которую очень любят занимать под офисы и магазины, не позволяет выделить место под необходимую, предусмотренную законодательством, парковку. Людям приходится оставлять свои машины где Бог на душу положит, что создаёт затруднения в дорожном движении, – говорит старший инспектор по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД УВД по Ярославской области капитан милиции Максим Нечаев. – Управление ГИБДД держит вопрос незаконных стоянок под контролем. В центральной части у нас работают инспектора – привлекают водителей к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. По ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства на тротуаре, повлёкшее создание препятствий для движения пешеходов» на нерадивого водителя накладывается штраф в размере 300 рублей.
Но штрафами ситуацию с хаотичными парковками не спасёшь. Ещё в прошлом году председатель комитета по транспорту и связи мэрии города Ярославля Александр Болтовнин обещал, что в городе будет создана служба парковок. Но воз и ныне там.
– Муниципальных парковок в центре города нет и построить их не представляется возможным – это зона культурного наследия, вмешиваться в которую мы не имеем права, как и в складывающуюся десятилетиями инфраструктуру со всеми конторами. Мы и так делаем всё возможное, чтобы обеспечить свободное движение автотранспорта. Разумеется, вопрос парковок сейчас стоит очень остро и будет решаться в ближайшем обозримом будущем. Пока делать прогнозы и давать комментарии ещё рано, – сказал заместитель председателя комитета по транспорту и связи мэрии Андрей Косарев.
Да уж, «историю не снесёшь», как пошутил некогда один из гибэдэдэшников. А стадо машин всё так же тихо-мирно пасётся на всех тротуарах, скверах и даже на проезжей части...
Поставим авто... на чердак
О том, как совместить желание горожан с комфортом добираться до работы на личном транспорте со стремлением избавиться от жестяного засилия на улицах и сохранить при этом историко-архитектурное наследие города, рассказал заведующий кафедрой архитектуры Ярославского государственного технического университета, профессор архитектуры, эксперт международной кафедры ЮНЕСКО Николай Николаевич Кудряшов.
– Изучая опыт городов, уже прошедших путь развития бизнес-деятельности в исторической среде, мы можем предложить изученные и апробированные способы решения проблемы стихийного паркинга.
Радикальный метод – улавливающие парковки на границах исторического центра. Предположим, на улице Победы, проспекте Толбухина, на Городском валу разместятся многоэтажные пандусные вертикальные стоянки. Это позволит не только разгрузить центр города, но и сделает воздух чище и оздоровит самих горожан, ведь людям придётся идти до работы пешком. Более того, вертикальные парковки имеют лёгкие сетчатые стены, за счёт чего легко впишутся в ландшафт, не обезображивая привычный облик города.
Метод хороший, но вряд ли он приживётся в Ярославле, считает профессор:
– Наши люди привыкли жить экстенсивно в городской среде. Вряд ли культура у нас станет так высока, что народ будет ставить авто непосредственно в отведённых для этого местах и идти до работы пешком через несколько кварталов. Да и не предназначен центр Ярославля для променадов – тротуары разбиты, дороги грязные, и климат прогулкам не благоприятствует... Да, мы можем построить такие парковки, но они будут стоять пустыми.
Массовое строительство более привычных подземных парковок, по мнению Николая Николаевича, также не решит проблему – в Ярославле слишком сложные для этого гидрогеологические условия.
– Точечные паркинги на пару десятков машин возможны в зоне Которосльной набережной от улицы Толбухина до Вспольинского моста, но это, разумеется, не панацея. К тому же геологические изыскания требуют немалых затрат и времени.
Выход есть - небесный паркинг
Но выход, да ещё и технически выполнимый, есть – лифтовые парковки. В центре города очень много пустующих пространств, отлично подходящих под стоянки, и расположены они вовсе не на земле – это чердаки и мансарды. Как считает Николай Кудряшов, под «небесный паркинг» может быть адаптирована любая «сталинка» – в этих домах мощные перекрытия и огромная высота чердачного пространства – порой выше пяти метров (!).
Что представляет из себя лифтовая парковка? К зданию пристраивается лифтовая кабина по типу промышленных подъёмников, как правило, это компактное, лёгкое и почти не видимое сооружение из металла, стекла или стеклопластика. Вы подъезжаете к зданию, въезжаете на платформу на уровне земли, ваше авто поднимается на нужный уровень, вы заезжаете под крышу и паркуетесь на адаптированном под стоянку чердаке. Попасть на парковку можно по внутренней лестнице.
– Сделать место для стоянки можно и в подвале. Пока у нас ещё не везде приватизированы чердачные и подвальные помещения. Если здание не является объектом исторического наследия, то, по моему мнению, это самый перспективный и щадящий путь решения вопроса хаос-парковок. Его выбрали многие европейские города, например, Амстердам, Гаага и Гамбург, – говорит Кудряшов.
К сожалению, проблема стоянок наиболее остра как раз на улицах, где много исторически значимых объектов, и, как заметил Николай Николаевич, вряд ли автовладельцы-бизнесмены будут ставить машину, предположим, в «сталинке» на проспекте Ленина или проспекте Октября и идти оттуда до Комсомольской улицы. Пока что лифтовые парковки будут удобны разве что для работающих в заведениях на улице Свободы, если, конечно, чердаки и мансарды там уже не чья-то частная собственность.
Парковочный вопрос давно испортил кровь многим водителям, даже самым юным. Виктория Потёмкина за рулём всего год, но ситуацию с хаотичными стоянками по обочинам в центре уже ощутила:
– Я частенько езжу по улице Свободы, и каждый раз это какие-то чудеса на виражах. Проезжая часть узкая, по бокам дороги стоят машины, едешь и постоянно боишься кого-нибудь задеть. Свою машину поставить тоже некуда, разве что на площади Юности: возле магазина «Миллион роз» выделено довольно просторное место под парковку. Но в целом проблема получается просто неразрешимой: расширять проезжую часть, чтобы было место как для стоянки, так и для проезда, невозможно – для этого придётся сносить дома, а строить парковки во дворах тоже не выход – люди хотят жить без шума машин и выхлопных газов, а тут снова «магистраль» под окнами.
Сергей Юрьевич крутит баранку 46 лет и предлагает такой путь решения парковочного вопроса:
– На площади Карла Маркса построили бизнес-центр «Гигант» с собственной подземной стоянкой, там даже первые
2 часа машину бесплатно держать можно. Почему бы каждому торговому центру в исторической части города не построить собственную подземную парковку, это значительно облегчило бы ситуацию, когда машину приходится ставить где только возможно.
Может быть, поступить радикально и построить целый бизнес-квартал с заранее предусмотренными под стоянку площадями вне исторического центра города?
Приглашаем наших читателей принять участие в обсуждении проблемы, свои замечания и предложения можно высказать на сайте газеты www.sevkray.ru.
Гость | 19.04.2012 в 20:58 | ответить0
В центре проблему парковки можно решить одним способом — сделать их платными. Желающих бросить машину и шастать по многочисленным бутикам сразу станет меньше.
Гость | 20.04.2012 в 19:31 | ответить0
Поражает отношение городских властей к застройке центра, где только была свободная площадь все отдали под жилые дома и офисы. Неужели никому в голову не приходило что это приведет к перенасыщению центра города автотранспортом. Теперь уже поздно, так и будем жить просачиваясь через брошенных где попало автомобилей, платные стоянки не помогут, видно же на примере других решений, постановлений, законов, как и кто их выполняет. Хорошо если новая городская власть сделает разумные выводы из создавшейся ситуации и прекратить стройки в центре города.
Гость | 21.04.2012 в 08:07 | ответить0
Гость в 19:31.
Как же не помогут платные стоянки? Если, конечно, будут брать штраф сто рублей за брошенную машину в неположенном месте, то не помогут. А если будут штрафовать на тысячу для первого раза, а для второго на две, то очень даже помогут.