пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

вторник, 17 апреля 2012

Татьяна Викторовна советует: идите напрямую

Почему управляющие компании против того, чтобы жильцы напрямую заключали договоры на поставку коммунальных услуг

Дом на улице Космонавтов, 9, в Заволжском районе Ярославля известен любопытной инициативой жильцов: напрямую заключать договоры с коммунальными организациями. Об этой инициативе говорили на февральском совещании по вопросам ЖКХ в правительстве Ярославской области. Поднятая проблема очень заинтересовала. Тем более, что возникла она в русле изменений в правила предоставления услуг ЖКХ, которые допускают такой ход развития событий.

автор Виктория ГЕФЕЛЕ

 

Ещё год назад подобное новшество попыталось ввести одно из коммунальных предприятий Рыбинска, заключив с жильцами многоквартирного дома договор на теплоснабжение. Повод – претензии к поступающим от населения денежным суммам в качестве платы за ресурс. А поступают они, как известно, через управляющую компанию. Но инициатива подверглась обструкции, в том числе со стороны прокуратуры, и угасла.

На совещании в правительстве тема прямых договоров возникла во время дискуссии. Директор управляющей организации «Заволжский управдом» Светлана Чаброва посетовала: ресурсоснабжающие организации не желают прописывать в договорах убытки от неплатежей населения. В ответ губернатор заметил:

– Давний спор. Нужно двигаться, сближая позиции. То, что мы хотим сейчас сделать, – прямые договоры населения с ресурсниками.

Как явствовало из дальнейшего разговора, идея эта давно витала в воздухе. И, что не менее очевидно, обсуждалась. Во всяком случае речь зашла уже о тексте договора, который необходимо согласовать с заинтересованными сторонами.

С момента совещания прошло полтора месяца. Мы решили познакомиться со старостами «инициативных» домов, – а на договоры «напрямую» хотят уйти и жильцы дома № 100 по Авиаторов. Как там, по прошествии времени, реализуется инициатива? Выяснилось: пока никак.

И вот мы в гостях у Татьяны Павловой, старосты дома № 9 на улице Космонавтов. Человек этот в Заволжском районе Яро­славля известный, уважаемый и очень активный. Пока мы разговаривали, раздавались звонки то с Резинотехники, то от жильцов с улицы Доброхотова – люди хотели посоветоваться по вопросам ЖКХ. (К слову, уже после визита я вскользь заметила своей знакомой, что на днях побывала в их краях, на улице Космонавтов, у старосты дома № 9. Она воскликнула: «Ой, мы так хотели, чтоб она и у нас была… У них там в доме и во дворе такой порядок наведён!»).

Речь здесь не просто об активности человека, который изучил вдоль и поперёк Жилищный кодекс, постановления правительства № 306, 307, 354 о правилах и нормах предоставления жилищно-коммунальных услуг. На личном опыте Павлова усвоила, как грамотно составить иск в суд, как проконтролировать потом исполнительное производство.

За её плечами – выигранный в 2009 году иск о ремонте кровли, систем канализации и вентиляции, конструктивных элементов и утепления стен, а также об установке радиаторов отопления в подъездах дома

№ 9 на Космонавтов. Правда, на это понадобилось немало сил и времени – судились с управляющей компанией девять месяцев.

Сейчас при составлении новых договоров с Управдомом жильцы дома не намерены слепо принимать условия, которые им пропишут в договоре. Татьяна Викторовна изучила документы Госстроя на этот счёт и собирается настаивать на условиях, выгодных жильцам.

Но возвращаюсь к теме разговора:

– Татьяна Викторовна, зачем вам эти прямые договоры с коммунальщиками?

И ответ получила немного неожиданный с точки зрения логики:

– Чтобы легче потом было бороться с Управдомом!

Но логика есть, и она такова: в случае ненадлежащего качества услуги по содержанию и текущему ремонту по постановлению Правительства РФ № 307 и 170 можно потребовать снижения тарифа.

– Сейчас это 14 рублей с квадратного метра, а мы поставим, допустим, десять за ненадлежащее качество услуги. И если мы минусуем четыре рубля, то возникает опасение, что эти деньги управляющая компания компенсирует за счёт платы за тепло, горячую и холодную воду. Вот для чего удобно выходить на прямые договоры с коммунальщиками.

Интересуюсь, как же идёт процесс?

– Пока никак. Звонила на ЯЗДА (они нас отапливают) и в горводоканал – не хотят. В суды подавать, что ли?

С другой стороны, и управляющая организация льёт воду на свою мельницу: Татьяне Викторовне предоставили бланк договора, который, по её мнению, не несёт выгоды жильцам. А суть вот в чём. Ну, допустим, коммунальщики будут подавать ресурс – тепло, воду. А кто будет обслуживать сети внутри дома? Управдом предлагает собственникам жилья заключить для этого договор с коммунальщиками: дескать, их ресурс – их и сети. Татьяна Викторовна вполне резонно заключает:

– А что тогда вообще будет делать Управдом? Ведь инженерно-техническое обеспечение – это основное. А содержание дома… Они что, каждый год мне кон­структивные элементы будут ремонтировать? Нет.

Она приводит в пример «Ярославльлифт» – с ними же договоры не переделывали! Сейчас во многие дома Заволги приходят несколько квитанций – о плате за лифт, газ, свет, телефон. Теперь жильцы добиваются таких же прямых расчётов с поставщиками тепла, горячей и холодной воды.

Есть ещё одна выгода для жильцов при прямых расчётах за коммунальные ресурсы: они не будут платить за соседей-должников. Правда, есть и противники таких расчётов. Они считают, что в случае ненад­лежащего качества услуг жилец останется один на один против юридической службы местного монополиста. Есть вопрос и с жильцами по социальному найму. С кем здесь заключать договор? С мэрией-собственницей или с жильцом?

Коммунальщики не спешат к жильцу «напрямую», потому что легче работать по старинке: требовать средства по счетам с управляющих компаний. Между тем долги населения по квартплате, куда входит и плата за отопление, горячее и холодное водоснабжение, растут. Пусть это несколько процентов, но если в управлении сотня домов, то в итоге это уже миллионные долги перед производителями коммунальных ресурсов. Поскольку доначисления населению запрещены – возможно, на уплату этих долгов Управдомы снимают средства со строчки «содержание и ремонт жилья». И вот мы годами, десятилетиями не видим ремонта в наших подъездах.

Нужны ли прямые договоры коммунальщикам? Навряд ли. На том же совещании в правительстве области прозвучало из уст директора Заволжского управдома Светланы Чабровой:

– Поставка ресурсов по договорам, составленным ресурсоснабжающими предприятиями, покрывает все их убытки. Без возможности проверки поставок. Разница по Заволжскому управдому в расчётах с ТГК, ЯЗДА, ТЭСС составляет 40 миллионов рублей…

Также риторическим пока остаётся вопрос: готовы ли ресурсники взять на себя ответственность за неплатежи, то есть работать с населением, выколачивать долги.

Нужно сказать, прямые договоры с потребителями-жильцами – дело обычное в небольших населённых пунктах в сельской местности. Такие договоры по сути – форма работы с потребителями в многочисленных районных МУП ЖКХ. Вероятно, отсюда и плачевная ситуация с бюджетами этих коммунальных организаций: из-за неплатежей населения большинство из них балансирует на грани банкротства. Вот факт: граждане-потребители в Большесельском районе задолжали своему родному МУП 15 миллионов рублей!

Председатель гильдии ТСЖ Ярославской области Александр Черепанин считает: если раньше страдали управляющие компании, то с прямыми договорами на коммунальные услуги пострадают ресурсоснабжающие организации.

Правда, есть пример Ярославской сбытовой компании: у них, говорят, прямые договоры с жильцами и при этом стопроцентная собираемость.

Почему возникла тема прямых договоров? Нужно думать, что навряд ли власти заинтересовались ею из сочувствия к управляющим организациям. Возьмём пример с Переславлем-Залесским. Там в цепочке: жильцы-потребители – управляющие компании – локальные монополисты (ООО «Переславский технопарк» – МУП «Энергетик») оказались слабые звенья: кто-то кому-то недоплачивал, кто-то дей­ствовал в угоду собственным интересам. А в итоге за газ, которым отапливается город, образовался долг. Прогнозировали даже, что к концу года он достигнет ста миллионов рублей. И это уже серьёзно, потому что затрагивает интересы более глобального монополиста.

На вышеупомянутом совещании в правительстве 15 февраля, кстати, напомнили, и не только переславцам: газовики могут ввести ограничения на поставку газа из-за долгов. А это означает, что кое-где летом опять не будет горячей воды, за чем последуют жалобы населения. И вопрос финансовый может перейти в политическую плоскость.

И ещё одно обстоятельство: по сценарному плану развития тарифов в июле и сентябре монополии повысят цены на энергоресурсы. Не нужно быть искушённым человеком, чтобы предвидеть: за этим последует повышение тарифов, а за ней – новая волна неплатежей со стороны населения.

Подытожить можно словами главы региона Сергея Вахрукова:

– «Межрегионгаз» сегодня может включить ограничения из-за долгов. Нужно отрабатывать прямые договоры.

Он же предложил осуществить пилотный проект по прямым договорам между жильцами дома № 100 по улице Авиаторов в Ярославле – это дом, отапливаемый ЯЗДА, там самая дешёвая гигакалория…

Пока готовилась публикация, премьер-министр Владимир Путин подписал новые правила взаиморасчёта с ресурсниками. Они разграничивают ответственность сторон за качество услуги, обязательства по снятию показаний приборов учёта и порядок оплаты ресурсов. Но срок их вступления в силу отложен – до вступления в силу постановления № 354 о правилах предоставления коммунальных услуг, а оно в свою очередь зависит от другого организационного действа по расчёту нормативов на ресурсы. А те зависят, очевидно, от реализации сценарного плана развития тарифов…

Словом, как в сказке о поиске смерти Кощея Бессмертного.

 

Читайте также
Комментарии

Василий К | 17.04.2012 в 20:24 | ответить0

После принятия закона «Об энергосбережении» активизировалась установка домовых водосчетчиков и теплосчетчиков, квартирных водосчетчиков. Для проведения очередной поверки этих приборов (раз в 4-5 лет) необходимо высокоточное оборудование – проливная установка. Для технического обеспечения управляющих компаний, предприятий водо- и теплоснабжения разработаны и производятся проливные установки ВПУ, позволяющие проводить поверку и регулировку указанных приборов. Более подробная информация — на сайте проливная-установка.рф

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают