Во многом благодаря интересу к его фигуре в истории города осталась память о его отце, ученом-филологе, этнографе и фольклористе Адаме Егоровиче Богдановиче, о сводных братьях, каждый из которых вырос тоже незаурядным человеком. На базе мемориального дома-музея, созданного почти пятнадцать лет назад, возник центр белорусской культуры – он стал местом сбора белорусской диаспоры и встреч ветеранов Великой Отечественной войны, участников освобождения Белоруссии, местом национальных выставок, поэтических вечеров, домашних концертов, свидетельством органичной связи двух славянских народов.
А вот самая свежая информация. Несколько дней назад директор музея Наталья Прохорова и председатель белорусской диаспоры Ярославля Тамара Фадеева вернулись из Москвы, где приняли участие в научно-практической конференции, посвященной различным объединениям белорусов в России. Из 44 таких объединений во всех концах страны от Калининграда до Камчатки большинство, как выяснилось, действуют как общественные объединения и только в нашем городе имеют более высокий юридический статус национально-культурной автономии. Для многих таких объединений главная проблема – поиск средств для поддержания своей деятельности. Ярославцам тоже помогают спонсоры, но только в Ярославле и Новосибирске они имеют государственный статус и основную финансовую опору со стороны местной власти.
Год назад маленький деревянный домик на улице Чайковского, в котором находится музей Максима, закрылся на ремонт. Поэтому нынешний день рождения поэта отмечается не здесь, а в городском выставочном зале имени Нужина. Всех, кто придет сюда, встретит витрина с фотографиями Максима, его родителей, дома в Минске, где он родился. Там же сборник стихов «Вянок» – единственная его книжка, вышедшая при жизни. Рядом несколько рукописей автора, ярославская газета «Голос» и ярославский журнал «Русский экскурсант», где он печатался.
А главной гостьей на этом дне рождения стала современная белорусская художница Лариса Журавович. В залах ее живопись, графика – проникновенный рассказ о крестьянском быте, красоте белорусской земли – то, что всегда так трогало Максима, что он так любил.
Память о Максиме Богдановиче жива и в Белоруссии, и у нас – это видно по дарам, которые продолжают поступать в музей. Вот бандероль, пришедшая в Ярославль из Крыма: «Я, художник Киркевич Владимир Михайлович, прошу принять в дар мою скромную акварель «На мо-гиле Максима
Богдановича в Ялте...».
Молодой поэт из Минска Виктор Шатило прислал в музей диск своих переводов сборника «Вянок». Максима Богдановича переводили на русский язык не раз, в том числе целиком эту книжку. Но то, что современный белорусский автор тоже захотел испытать свои силы, говорит о том, что чувства, которые обуревали Максима, близки и понятны его ровесникам и сегодня, о том, что он и сейчас молодой среди молодых. И еще приятно было убедиться в том, что в Белоруссии знают про Ярославль и о роли нашего города в судьбе и творчестве «белорусского Пушкина», как иногда называют Максима на его родине.