В нашем городе башня стояла на территории Ярославского вагоноремонтного завода и была снесена по причине ветхости. У предприятия не нашлось средств для её ремонта, несмотря на призывы защитников исторического наследия, никто её судьбой не озаботился.
Корреспондент «Северного края» встретилась тогда с правнуком легендарного инженера Владимиром Фёдоровичем Шуховым («Шухов – правнук Шухова», «Северный край», 28 августа 2004 г.). Именно он бьёт сейчас тревогу в связи с судьбой радиобашни на Шаболовке, значение которой давно перешагнуло границы Москвы и даже России. Она стала символом величия инженерной мысли нашего времени. Не случайно на одной из выставок в Центре Жоржа Помпиду в Париже, где представлено было искусство инженерии всех крупнейших стран мира, логотипом была выбрана до сих пор никем не превзойдённая «башня Шухова».
Автор запатентовал когда-то свою конструкцию как гиперболоид вращения. Все его башни (в России их было построено около двухсот) имели разный вид, разную несущую способность. А в основе всех была одна оригинальная идея.
Сейчас в стране их осталось единицы. За девяносто лет существования башню на Шаболовке ни разу не ремонтировали, даже красили в последний раз 15 – 20 лет назад. Она не используется по назначению 45 лет, со времени постройки Останкинской башни, но остаётся уникальным памятником архитектуры и русского инженерного гения.
Два года назад издано постановление Правительства России о выделении средств на проектирование и реконструкцию башни на Шаболовке. Но, как пишет газета «Известия» (16 марта с. г.), правнук её создателя считает, что проведённая в связи с этим экспертиза не соответствует реальному состоянию башни.
В связи с этим в июне этого года он планирует запустить вокруг неё беспилотный летательный аппарат, который проведёт лазерное сканирование объекта.
Младший Шухов закончил Московский институт электронного машиностроения, работает в Москве руководителем службы крупной иностранной инженерной фирмы, так что это не просто слова. Он намерен бороться за альтернативный проект реконструкции. В случае если это не удастся, он будет просить к 2013 году, когда исполняется 160 лет со дня рождения прадеда, снести башню «как позорящую предков».
Похоже, правда, что в приведённой цитате газетой допущена неточность. Снос башни никак не умалит знаменитого создателя уникального сооружения. Позор падёт на головы потомков, по вине которых оно доведено до сегодняшнего аварийного состояния. Неужели Москва повторит то, что случилось на Ярославском вагоноремонтном заводе?