Каждая группа или каждая «семья» делится уже на худших и лучших по поведению. Последние пользуются некоторыми льготами: отпусками к родственникам, командируются в город за покупками и т. п.
Из 41 человека 33 содержатся по приговорам съезда мировых судей, земских начальников, окружных членов и 7 – по просьбе родителей и опекунов за нежелание подчиняться их власти. В числе последних есть круглые сироты и дети сосланных в Сибирь родителей.
Из содержащихся по решению суда двое – за поджоги (во время игры и из мщения), а остальные 31 – за кражи. Между прочим, один 14-летний мальчик был доставлен сюда за кражу полутора копеек с церковного блюдца. Ныне ему 16 лет, а так как из приюта воспитанники выпускаются только по достижении 18 лет, то ему остаётся пробыть в приюте ещё около двух лет.
Кроме директора для надзора за воспитанниками имеются два воспитателя-учителя, получающие по 30 рублей в месяц с квартирой в одну комнату и «пробным» столом, и четыре дядьки, получающие по 120 – 140 рублей в год с квартирой и столом. При домовой церкви имеется постоянный священник с жалованьем 450 рублей в год.
Более половины подневольных воспитанников получают начальное образование в имеющейся при приюте школе, и все приучаются к какому-либо ремеслу. В настоящее время 17 обучаются столярному ремеслу и 24 – сапожному. Слесарный отдел закрыт за отсутствием помещения.
День воспитанников распределён так. В 6 часов утра воспитанники встают и убирают постели, в 7 часов общая молитва и чай (с чёрным хлебом, сахару три куска на день), в 8 – не учащиеся в школе идут в мастерские, а учащиеся до 9 готовят уроки.
В 9 часов начинаются занятия в школе до 12 часов пополудни. Через каждый час занятий в школе и мастерских – по общему звонку, отдых 10 минут.
В 12 часов обед из двух кушаний: щи и каша, суп и каша, горох и каша и т. д., иногда бывает холодное. Кушанья бывает достаточно, и хотя иногда воспитанники кричат «мало», но это «по шалости».
С двух часов все идут в мастерские, с отдыхом в четвёртом часу. В 6 часов – чай из куба, после него снова занятия в мастерских до 8 часов. С 8 до 9 – отдых. В 9 часов ужин, общая молитва и в 10 – все ложатся спать.
В мастерских обучают специально приглашённые мастера: столярный мастер получает 23 рубля в месяц, сапожный – 20 рублей со столом. Пищу готовят сами воспитанники под руководством наёмной женщины – заведующей кухней.
При приюте имеется особая комната для больных и небольшая аптечка. При выпуске из приюта воспитанникам ассигнуется по 10 – 15 рублей на покупку белья и платья и на дорогу до родины.
Большинство воспитанников по заявлению лиц, заведующих приютом, поступают со многими пороками, но проявлять свою порочность в стенах приюта они не могут.
В приюте имеется три карцера, «чижовка» на языке воспитанников, в которые их и сажают за нерадение, грубость, побеги и кражи в стенах приюта.
* * *
НА ДНЯХ ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ отчёт Ярославского исправительного приюта для малолетних преступников за 1900 год.
В продолжение года наибольшее число совершённых воспитанниками проступков относилось к недозволенному курению табака (39), дурному отношению к товарищам (20), затем идут растрата вверенных вещей (6), употребление спиртных напитков (2), побег и покушение на него и другие проступки.
Содержание приюта обошлось в 5111 рублей. Главнейшая статья расхода – жалованье директору 1000 рублей, священнику – 450, двум воспитателям – 720. Продовольствие воспитанников стоило 185 рублей, одежда – 220 рублей, кроме того, выдано в награду бывшим воспитанникам 70 рублей. На покупку материала для мастерских – 377 рублей.
В столярной мастерской всех изделий выработано на сумму 919 рублей, в том числе исполнено различных заказов на сторону на 514 рублей. В сапожной же мастерской выработано разных изделий на 1725 рублей, в том числе на воспитанников приюта приготовлено обуви на 358 рублей. Чистой прибыли осталось от сапожной мастерской 120 рублей.
Но так как столярная мастерская дала убыток, то за вычетом жалованья мастерам и подмастерьям чистая прибыль от обеих мастерских – только 58 рублей 42 копейки.
* * *
МЫ СЛЫШАЛИ, что из исправительного приюта для несовершеннолетних бежали два воспитанника, из которых один находился в бегах в прошлом 1901 году, но в тот же день вечером были задержаны жандармом на станции Уткино Ярославско-Вологодской железной дороги и доставлены обратно в приют. Утром следующего дня бежал ещё воспитанник, тоже из «бывалых».