Ярославские туристы, недавно вернувшиеся из Парижа, уверяют: больше – ни ногой, хватит, насмотрелись. О прелестях и ужасах французской столицы, а также о своих злоключениях газете рассказала врач-пульмонолог областной больницы Галина Ширшикова.
Вообще-то Галина Николаевна планировала поехать зимой в Египет – погреться на африканском солнышке. А в Париж собралась экстренно. Услышала по телевизору, что Эйфелеву башню собираются... демонтировать.
Ее сейчас разберут, испугалась женщина, а потом соберут лет через десять, не раньше. В общем, пирамиды подождут, надо ехать во Францию. Она всегда думала так: если не заберусь хоть раз на Эйфелеву башню, жизнь прожита зря. Через знакомых быстро раздобыла путевку. И вместе с 27 ярославцами села в комфортабельный автобус «Рено». Люди попались интересные – среди них были учителя, преподаватели, бывший депутат. Путешествие начиналось многообещающе.
Мечта Галины Николаевны сбылась.
– Эйфелева башня – это просто чудо! – рассказывает она. – Я представляла ее огромной. Но она очень огромная. Вечером включают желтоватую подсветку, а в начале каждого часа она вся светится серебристыми мерцающими огоньками.
В блаженном порыве ярославна купила даже пачку печенья с изображением этого символа города. За семь евро.
Но неприятности не замедлили появиться. Причем в первый же вечер: разместили ярославцев в районе Сен-Дени, на окраине Парижа. Гостиница – из дешевых, но удобная. Чистенько, обслуживание хорошее, кормят прилично. Комната – на двух человек. Сразу, правда, предупредили: пойдете гулять – сумки с собой не берите или, по крайней мере, ценные вещи оставляйте в номере. Доброго совета не послушалась одна из девушек, Наташа. Втроем – с еще одной ярославной и молодым человеком – они отправились на прогулку. Едва отошли от гостиницы, как их окружили восемь арабов. Они «разбили» троицу, и Наташа оказалась одна. У нее вырвали сумку, начали пинать. В сумке же лежали все ценности, которые туристка привезла с собой, включая паспорт – его она почему-то, в отличие от остальных, не сдала администратору.
На следующий день полку пострадавших прибыло. На сей раз арабы напали на бывшего депутата облдумы Владимира Столярова и его спутницу. Однако эта дама оказалась куда предусмотрительней своей предшественницы – она обмотала ремешок сумочки вокруг запястья. Когда преступник стал вырывать ее собственность, отважная туристка не раздумывая от души ударила его кулаком в лоб. Увидев поражение товарища, подбежали другие арабы. Тут на сцену выступил Владимир Столяров. Он достал из-за пазухи ложечку для обуви стального цвета, бандиты приняли ее за лезвие ножа и, видимо, испугались. Тут подоспела и полиция.
Галина Николаевна об этом случае не знала, она отдыхала после поездки в Лувр. Вечером – это было в среду, 2 ноября, – позвонила родным.
– Мама, по телевизору показывали – у вас там во Франции арабы жгут мусорные баки, – волновалась дочь Юля.
– Нет, у нас тут все спокойно, – заверила ее Галина Николаевна.
И ушла спать. А наутро узнала, что ярославцы остались без автобуса. Случилось это вот как.
– Некоторые из группы вместе с водителем сидели в кафе гостиницы, – рассказывает женщина. – Вдруг видят – проезжает мимо наш автобус, внутри несколько арабов. Мы в шоке, высыпали на улицу. «Рено» на огромной скорости мчался вперед. Туристы вызвали полицию. Через пару часов автобус обнаружили пустым. До этого он был чисто-белым, а теперь весь в подпалинах – видимо, рядом что-то горело, два стекла выбиты, к тому же он врезался куда-то, были вмятины. А еще внутри все было облито какой-то жидкостью и жутко воняло. Кроме того, в салоне кое-кто из туристов оставил свои вещи – кожаный пиджак, видеокамеру... Все это, естественно, исчезло. Водитель сказал, что возвращаться на этой машине нельзя. Мы пришли в ужас: а что же делать?
Тогда и приняли решение звонить консулу и в СМИ. От них-то туристы и узнали, что пригороды Парижа охвачены беспорядками. Потом приехал российский консул.
– Он посочувствовал, что нас поселили в одном из самых криминальных районов Парижа, – продолжает рассказ Галина Николаевна. – Второй – это Монмартр. Знали бы мы раньше, что это за район, ни за что бы не поехали. Вот, например, когда к нам в гостиницу приехала еще одна группа туристов, у двух женщин в первый же день украли сумки, и всех тотчас же увезли в другой отель. А группа бельгийских школьников, прослышав обо всем, даже чемоданы не внесла на ресепшн, сразу ретировалась.
Консул предложил ярославцам отправиться домой. Но они воспротивились: как же так, на два дня раньше? Ведь еще в Диснейленде не побывали. Тогда их перевезли в другую гостиницу, почти в самый центр Парижа, в квартале от Мулен Руж. По пути дорогу автобусу преградила толпа арабов, пришлось водителю свернуть на другую улицу. Кое-где горели машины.
Отель хоть и оказался трехзвездочным, но гораздо менее комфортабельным, чем прежний. Лифта нет, и на пятый этаж ярославцы тащили сумки сами. Телефонная связь плохая, обслуживание не лучше. Но это не очень расстроило туристов: главное – из опасного района выбрались целыми и невредимыми. Однако, как выяснилось, так было не со всеми. В суматохе никто не заметил, что в группе не хватает двоих.
– Людмила вместе с десятилетней дочкой Настей уехала к своим знакомым в Париже. Они из Семибратова. Людмила преподает французский в театральном институте. В Париже бывала не раз и на экскурсии с нами ездить отказалась. Она не знала, что нас увезли в другую гостиницу. Вернулась в прежнюю – нас нет. Мы созвонились, сказали ей: приезжай. Она попыталась вызвать такси, но в Сен-Дени никто не хотел ехать. Люда уже совсем отчаялась, стала звонить в консульство. За ней прислали машину, но поселили уже в другой гостинице.
Туристы еще успели посетить некоторые достопримечательности, но беспорядки усиливались, и вечером четвертого дня все собрались уезжать.
– В гостинице был такой случай, – вспоминает Галина Николаевна. – Мы пришли зав-тракать. Смотрим, в зале за всеми столиками – по нескольку человек. Лишь за одним в полном одиночестве сидит эфиоп. Никто не хочет с ним садиться. И мне его жалко стало, такого несчастного. Мы решили составить ему компанию.
При этом женщина демон-стрирует фотографию, где ярославны сидят в обнимку с темнокожим парнем – широкая, благодушная улыбка сияет на его лице.
– Надо отметить, – дополняет она, – что темнокожие люди, не арабы, которых во Франции полно, ходят по улицам с печалью в глазах. Им будто стыдно за свой цвет кожи и за то, что происходит.
Туристическая компания купила билеты для ярославцев на автобус из Франции до Петербурга. Не удалось уехать только туристке, у которой украли документы, она осталась во Франции еще на пару дней. Возвращение добавило путешественникам, которые натерпелись страху, неприятностей.
– Представляете, нам не позволяли есть в салоне, – возмущается Галина Николаевна. – Говорили какие-то абсурдные вещи – мол, вы все здесь запачкаете, а запах еды впитается в обивку салона. Предлагали есть на улице. А как там поешь, если даже стаканчик с кофе поставить некуда? Остановились у какой-то кафешки, а ведь там все дорого. Я, например, поужинала за семнадцать евро, но не у всех такие деньги были. Мы жаловались, а нам в ответ: ешьте фрукты. Мы яблоки теперь видеть не можем.
В Минске туристы пересели на автобус до Москвы. А там их уже встречал транспорт турфирмы. Путешествие закончилось. Пока люди еще не знают, как относиться к происшедшему. С одной стороны, они были очевидцами событий, которые войдут в мировую историю. А с другой – чуть сами не стали жертвами этих событий. Но одно определенно: путешествие в Париж запомнится на всю жизнь.