пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 13 марта 2012

Пол и характер

Женский день. Толпы застенчивых мужчин в цветочных магазинах, хмуро разглядывающих ценники на букетах. И воздушные поцелуи, щедро рассылаемые с экрана телевизора политиками и эстрадными певцами. Авторитетное жюри посылает на «Евровидение» удмуртских бабулек, отогнавших цветастыми сарафанами самого Диму Билана – к явному облегчению любителей прекрасного.

автор Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Не поручусь, что песня бабушек (самой молодой из которых хорошо за шестьдесят), звучащая на дикой смеси английского и удмуртского языков, обязательно покорит мир, но это уж точно лучше, чем Димино бессмертное творение. В любом случае появление старушек там, где до сих пор безраздельно правила лихая гопота, – явление смелое и отрадное. Браво, жюри!
Однако... Ох, знала бы неутомимая революционерка Клара Цеткин, во что превратится её Международный день борьбы женщин за свои права!
А на «Культуре» праздник отметил двумя лекциями про женщин всезнающий доктор филологии и теологии профессор Л. А. Мацих. Вот это было действительно интересно. Столько информации даже трудно переварить. Особенно мне понравилась древнегреческая классификация женщин на четыре группы.
Первая: женщины – дочери мудрой Афины. Это, надо думать, Мария Кюри, Софья Ковалевская и прочие дамы, поражавшие мужчин своей учёностью. Не считал, но подозреваю, что у нас в стране женщин-докторов наук больше, чем мужчин. Как, без сомнения, и посетителей библиотек, концертных залов, театров и прочих рассадников культуры.
Вторая группа – дочери Геры. Это хлопотуньи-домашние хозяйки, богини домашнего очага. Занавески, кружавчики, коврики. Уют, комфорт, покой. Мечта ленивых холостяков, надежда демографов.
Дочери Афродиты составляют третью группу. Красота, сексуальная притягательность, соблазн, особое умение ловко манипулировать наивными представителями противоположного пола. Салоны красоты, фитнес-клубы, массажисты, Зверев, Версаче. Главная пагуба для нашего брата. Похоже, что двадцать первое столетие с его безудержным стремлением к поискам чувственных наслаждений – это их время.
Но самая грозная и страшная группа – четвёртая. Дочери фурий. Это героини анекдотов про тёщу, склочницы и скандалистки. Это потомки Бабы-Яги и вообще всех ведьм, а может, и сами ведьмы.
Предоставляю нашим милым читательницам самим отнести себя к дочерям той или иной богини.
Всю историю человечества бедняжки мужчины старались как-то обезопасить себя от женской угрозы. Они уверяли себя, что женщина – средоточие всех грехов, что женщине вредно образование: если женщина получает образование, из неё получается либо проститутка, либо ведьма. На женщину сваливали всё дурное. Вот, повторяли они, в раю и то Адам, откусивший яблоко, показал на Еву: я что, я ничего, это она, она меня соблазнила! С неё, стало быть, спрос!
Профессор Мацих цитирует учёных, по мнению которых матриархата на земле никогда не было, это, мол, ошибочная теория. Женщина всегда считалась низшим существом, ведомым, а никак не ведущим. Если задуматься, то это странно. Вот у таких умных животных, как слоны, и сегодня самый настоящий матриархат, именно слонихи стоят во главе стада. А мы, что?
Хотя, если разобраться, в быту у нас сейчас – сущий матриархат. Женщина властно забрала себе все бразды, а мужчина с готовностью ей эти бразды передал. Анекдот: американец спрашивает у русского: кто у вас воспитывает детей? – Жена, отвечает русский. – Помогает им делать домашние задания? – Жена. – А стряпает? – Жена. – А убирается по дому? – Жена. – А ходит за покупками? – Жена. Американец пишет письмо домой: «Точно установил: в России процветает многожёнство…»
Но, что поражает, маскулинное общество всё никак не могло окончательно придавить женщину. Упорно возникали и пользовались заслуженной славой пророчицы, жрицы, весталки. Появлялись выдающиеся женщины – Тереза Авильская, Элеонора Аквитанская, Кристина Пизанская, буквально совершившие революцию в отношении к женщине. У нас это, в первую очередь, Екатерина Великая и её наперсница человек энциклопедических знаний, тогда единственная в мире президент Академии наук Екатерина Романовна Дашкова. Главная шахматная фигура, как извест­но, ферзь, в переводе «мудрец» при слабом короле, который без советника-ферзя, крепостей (ладьи), слонов-офицеров (кавалерия) и пехоты вообще ничего не может. Так вот народное название ферзя какое? Правильно, королева. Вот кто прежде всего вертит не слишком умным королём. Как говорится, если муж в семье голова, то жена – шея: куда повернётся шея, туда и голова.
Есть мнение, что если сделать женщину, скажем, президентом или премьер-министром, то в силу своего природного миролюбия она приведёт планету к вечному миру и благополучию. Прекратится насилие, исчезнет враждебность и злоба.
Не знаю, не знаю. Стоит согласиться с профессором Мацихом, что вселенский опыт такие благостные надежды пока не оправдывает. Вспомним про греческую классификацию: какой из четырёх типов женщин годится для управления государством? Возьмём «железную леди» Маргарет Тэтчер. Или Индиру Ганди. Или Сиримаво Бандаранаике. Или Эву Перрон... Да, не так уж мало было женщин, управлявших государствами, но мирные женские качества проявлялись ох не всегда. И войны при них были, и кровь лилась реками. Грязное и жестокое дело, политика, и как-то не вяжется нежный образ женщины с неизбежными политическими инт­ригами, предательствами, коррупцией, насилием.
Впрочем, если вспомнить про четвёртую группу...
Но обратим внимание на тех женщин, что поближе к нам. На канале «Дождь» Ксения Собчак интервьюирует Станислава Говорухина. Скандально известная Ксюша, вдохновитель и организатор «Дома-2», гордо заявившая, что является лучшей телеведущей страны, изо всех сил старается завести маститого кинорежиссёра. Оба новички в политике, и разговор на эту тему получается здорово так себе. Ксения, вдруг сменившая имидж, выбрала образ этакой наивной практиканточки с журфака, опытный полемист лениво от неё отбивается, и при этом тот и другая не скупятся на комплименты. Ксения называет Говорухина великим режиссёром, великий режиссёр говорит, что Ксения ему очень нравится, и так вот, неловко устроившись на каких-то фантастически неудобных для интервью креслах, они пытаются нас заинтересовать. В конце Ксюша благодарит Говорухина за «интересное и содержательное интервью». На что Говорухин соглашается, что было интересно, но насчёт содержательности можно усомниться.
Вот здесь первый раз за весь разговор с режиссёром прошедших выборов я с ним полностью согласился.
А что прикажете делать с придурковатыми девицами из панк-группы с очень двусмысленным названием «Пусси-райот»? Название группы можно, конечно, перевести невинным «Восстание киски» или «кисок», коль скоро их не то четыре, не то пять. Но вся штука в том, что английское «пусси» означает совсем не только милого котёночка, так что передавать точный смысл я здесь не решаюсь. Неприличное, скажем прямо, название получилось. И судя по поведению девиц, бьюсь об заклад, что именно второе значение они имели в виду.
Как и энергичная Ксюша, эти бешеные киски явно страдали от недостаточного, по их мнению, внимания публики и, видимо, решили, что иначе как скандалом им ничего не добиться, не песнями же, в конце концов! И вот сначала они вылезли на Лобное место, теперь похулиганили в главном храме России, завтра, надо думать, если их не остановят, найдут что-нибудь ещё похлеще. Они прекрасно понимают, что серьёзного наказания им опасаться не стоит: ну, девчонки же, ну молодые и глупые, да ещё с детьми.
В общем, размышляя на женскую тему, я вспомнил когда-то нашумевшую книгу немецкого учёного Отто Вейнингера «Пол и характер». В ней женщина изображена исчадием ада, у неё нет ни одной положительной черты, так в средние века описывали только ведьм. Как он дошёл до таких выводов, не вполне понятно. Когда он опубликовал эту, весьма толстую, книгу, ему было всего двадцать два года. И вскоре после выхода книги он покончил с собой. То ли был психически нездоров, то ли не выдержал соб­ственных выводов. А реакция на книгу была ошеломляющей. Люди восхищались эрудицией автора, спорили и соглашались с ним, были даже самоубийства наиболее впечатлительных читателей.
Но ведь если женщина такая плохая, значит мужчины лучше? Очень сомнительный вывод. Найдись на мужчин свой Отто Вейнингер, не думаю, что у него вышло бы хуже.
Так почему же мужчины и женщины, со всеми их недостатками, всё-таки уживаются друг с другом?
Ответ простой:
Они любят друг друга.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Крик крестьянской душиСтатья «Девятнадцать разгневанных крестьян», опубликованная 6 марта в нашей газете, послужила
  • Серьезная кража Неизвестные взломали металлическую и отжали деревянную двери. Проникнув в квартиру на улице Доброхотова,
  • Быть бедным – это некрасиво «Богатые и бедные: где справедливость?» – так называется одна из дискуссионных площадок