Обещанного ждут…
Напомню суть. Как рассказал Александр Николаевич Ершов, в 2002 году после смерти жены, с которой прожил сорок лет, он остался один – детей у них не было. После похорон сводный брат – ярославец Владимир Крюков – предложил Ершову продать всё и перебраться на жительство поближе к родне, в Ярославль. Через четыре года Крюков уговорил брата на переезд, пообещав помочь ему в покупке квартиры.
Александр Николаевич продал дачу, гараж, машину, а в апреле 2006 года в присутствии брата подписал договор купли-продажи своей квартиры в Белгороде. Кое-что скопил из пенсионных денег. Общий капитал ветерана получился неплохой – 1 миллион 126 тысяч 900 рублей, на «однушку» в центре Ярославля хватало с лихвой. Неискушённому в финансовых и юридических тонкостях брату Крюков предложил положить все стариковские деньги на его, Крюкова, пластиковую карту – не ехать же в Ярославль из Белгорода «с мешком денег». Ершов согласился.
Крюков купил квартиру на улице Некрасова, за которую расплатился деньгами брата. Александр Николаевич въехал в эту квартиру, но его собственностью она не стала. Владимир Крюков просил старика зарегистрировать жилплощадь на его (Крюкова) имя, ведь тогда он сможет получить приличный налоговый вычет. И пообещал через год переписать жильё на брата. Старик снова поверил родне. Ему и в голову не пришло потребовать договор, расписки, гарантии. Уже в июне 2006 года Крюков стал официальным собственником квартиры в центре города.
Через год, когда Александр Николаевич напомнил брату о его обещании, тот попросил подождать ещё два года, иначе придётся заплатить налог. И снова старик согласился – надо так надо! В то время Александр Николаевич сошёлся с женщиной Татьяной Ивановной – вдвоём сподручней в таком-то возрасте. И вскоре перебрался жить к ней, а квартиру с разрешения брата – формального собственника – стал сдавать.
Ещё через два года снова напомнил – пора выполнить обещание. Но вместо квартиры Крюков предложил ему дом в деревне и земли соток 15. Ершов отказался, он хотел пожить на старости в собственной квартире со всеми удобствами и торопил брата. Только Крюков не спешил с переоформлением недвижимости на Александра Николаевича, под разными предлогами тянул время. Видимо, тянул не случайно. Потому что, когда Александр Николаевич попытался заставить Крюкова через суд вернуть ему право собственности на квартиру, Крюков иск не признал, заявив о применении исковой давности. Забегая вперёд, скажу, что все суды по квартире старик проиграл, поскольку (цитирую судебное решение) «договорённости сторон в устной форме не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае в соответствии с законом могут учитываться только письменные доказательства».
И всё же ещё до судов, когда сёстры пристыдили Крюкова, сводные братья, наконец, записались на переоформление квартиры в Росрегистрации, и Ершов оплатил госпошлины. Но в назначенный день 20 августа 2009 года Крюков приехал к нему и заявил, что сделки не будет. Вместо уже купленной, отремонтированной и обжитой квартиры в центре города он предложил ветерану другую – в далёком Брагине, принадлежавшую его тогда уже бывшей жене Альбине Крюковой. (Для сведения: Альбина Александровна Крюкова – полковник юстиции, заместитель начальника следственного управления при УВД Ярославской области).
Предлагал, кстати, Крюков и деньги. Но Ершов отказался: ведь это значит новые поиски, сборы, переезды, сделки, регистрации, выписки-прописки, переживания для 80-летнего человека, уже перенёсшего инсульт.
– Я возмутился. Но Крюков заявил: или брагинскую забирай, или ничего не получишь, а обратишься в суд, буду выплачивать тебе твой миллион по три тысячи рублей в месяц…
Родня настойчиво отправляла Ершова на жительство в Брагино. И он махнул рукой – надо ехать, лишь бы скорей кончилась эта нервотрёпка. Они заключили с Альбиной Крюковой предварительный договор купли-продажи, сделку назначили на 1 октября 2009 года.
– А накануне, – рассказывает Александр Николаевич, – Крюкова позвонила и потребовала завтра же принести ключи и выписываться. Я возразил – мол, верну ключи и выпишусь только после получения документов на брагинскую квартиру. Но она требовала – нет, завтра! Тогда я пошёл к риэлтеру, которая предостерегла меня: опасная сделка, требуйте расписку в получении денег за квартиру. Но Крюкова отказалась давать такую расписку: деньги-то мои получал Крюков! А если я выпишусь, вдруг они всё отыграют назад, и я вообще останусь бомжом? Я отказался от этой сделки, потому что больше им не верил...
Перлы от следствия
Адвокат посоветовала старику обратиться в милицию. 19 октября 2009 года он написал заявление в УВД Ленинского района Ярославля, в котором просил привлечь Крюкова к уголовной ответственности за мошенничество. Не прошло и пяти минут, как Ершов вышел от следователя, а «проинформированный» Крюков уже звонил: ты что, мол, решил брата посадить?
20 ноября 2009 года Александр Николаевич получил первый отказ в возбуждении уголовного дела. Старший лейтенант участковый уполномоченный милиции (УУМ) отделения милиции (ОМ) № 4 УВД г. Ярославля Е. С. Румянцева делает вывод: «Обязательным составом ст. 159 УК РФ является умышленное хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Согласно предоставленных копий документов Ершовым, Крюкову деньги в сумме 1126900 руб. были переведены на расчётный счёт Крюкова добровольно и документальное подтверждение обратного отсутствует. В данном случае рассматриваются гражданско-правовые отношения, которые рассматриваются в суде».
Александр Николаевич с отказным постановлением не согласился, писал в милицию, в прокуратуру. Следствие возобновлялось.
В следующем отказном постановлении от 16 апреля 2010 года за подписью старшего УУМ ОМ № 1 УВД г. Ярославля капитана милиции А. П. Козинского читаем: «В действиях гр. Крюкова не усматривается признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, так как отсутствует умысел на приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием». В обоснование этого вывода приведён сногсшибающий аргумент: «При поступлении материала на рассмотрение опрошенный гр. Крюков пояснил, что взятые им у Ершова деньги в долг по ранее достигнутой договоренности не возвращал по причине того, что если при жизни гр. Ершов не вернёт взятые им долги, то после его смерти Крюков вернёт все».
Слово в слово этот следственный «перл» перекочевал в третье отказное постановление от 2 июня 2010 года уже за подписью УУМ ОМ-1 старшего лейтенанта полиции А. Е. Корнакова.
Следствие по-прежнему считает, что отсутствует умысел Крюкова на приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Крюков-де стал собственником квартиры по обоюдному согласию, а потом предлагал Ершову взамен деньги или равноценную квартиру в Брагине. Но ведь о предстоящих «заменах» старик, доверяясь родне, в 2006 году ничего не знал! Для одинокого восьмидесятилетнего инвалида, однажды перенёсшего инсульт, этот «равноценный» вариант уходит в огромный минус…
Из комментариев к ст. 159 УК РФ:
4. Обман при мошенничестве может выразиться в ложном утверждении о том, что заведомо не соответствует действительности, либо в умышленном умолчании о фактах, сообщение которых было обязательно. Обман возможен в отношении фактов, относящихся к прошлому, настоящему и будущему.
12. При мошенничестве средством хищения чужого имущества может быть злоупотребление доверием. Это возможно, когда виновный использует определённые гражданско-правовые (договорные) отношения, основанные на доверии сторон.., при получении от граждан денег под условием выполнения обязательств, впоследствии не выполненных.
13. При любой форме обмана и злоупотребления доверием сущность их заключается в том, что виновный путём уверений или умолчаний создаёт у потерпевшего неверное представление о каких-либо обстоятельствах и приводит его к убеждению об обязанности либо выгодности для него передачи имущества или имущественных прав. Иными словами, при мошенничестве переход имущества в пользу виновного осуществляется по волеизъявлению самого потерпевшего.
15. Субъективная сторона предполагает прямой умысел. Виновный осознаёт, что вводит в заблуждение потерпевшего либо заведомо использует его доверие для получения чужого имущества и завладения им, и желает этого. Признаком субъективной стороны (как и любого хищения) является и корыстная цель.
Впрочем, и без УК РФ понятно: чтобы доказать отсутствие злого умысла, Крюкову, наверное, достаточно было бы просто выполнить обещание – найти для старшего брата квартиру в Ярославле и помочь ему зарегистрировать жильё. Но этого не случилось.
– Видимо, родня, оформив на себя мою квартиру, очень рассчитывала, что я скоро отдам концы! – горько улыбается Александр Николаевич. – Но они просчитались, я ещё поживу.
Старший брат в свои восемьдесят ценит каждый свой день и ведёт здоровый образ жизни.
Говорите громче, вы в «эфире»
В феврале 2010 года в квартире на Некрасова, где жил Ершов, Крюков прописался сам и прописал там своего взрослого сына-москвича. В июне 2010 г. в эту же «однушку» с вещами приехала Альбина Крюкова, заявив, что поругалась с Крюковым и будет жить здесь. В ответ на возражения старика она напомнила, что Крюков покупал эту квартиру, когда они были в браке, так что она имеет право на свою половину. А через неделю сюда заявился и сам «хозяин». Крюковы гнали старика из купленной на его деньги квартиры, навязывали ему брагинскую и не стеснялись в выражениях. Но не знали Крюковы, что дедушка, усвоив горький урок, все их «беседы» записывает на диктофон.
Приведу лишь несколько цитат из звуковых файлов, непечатные выражения в цитатах опускаю. Крюков кричал, что он здесь хозяин, и призывал... полковника юстиции Крюкову: «Аля, дай ему по морде, а я буду свидетель, что ты не давала. Если он поднимет руку, я его удавлю!»
А вот ещё – в адрес Ершова: «...Да я тебя сейчас прибью, и никто не скажет, что ты здесь получил травму… Я десять этих алкоголиков найму, скажут, что ты сюда пришёл уже избитый… Тебя не опускали на зоне? Я опущу. У меня в лесу много зэков работало... Я груб в отношении со всеми, кто меня не понимает. Ты понимаешь только силу… Поэтому я тебе ещё раз говорю, подумай... Эту квартиру я тебе не отдам!»
Альбина Крюкова при этом милым голосом спрашивала старика: «Что, тебе приятно это всё слушать? Шёл бы!… Ершов, иди домой… к своей Тане, не трепли нервы…»
Старик возражал, дескать, квартира куплена на мои деньги обманным путём…
«Ну и что?» – спокойно отвечала Крюкова.
Крюков не унимался: «Я вот удивляюсь, ты же хотела по морде его…»
Она в ответ: «Да, хотела, очень, да об такое старьё просто руки пачкать… Он другого не понимает, только по морде ему дать…»…
Мордобой случился позже, когда Крюковы узнали о диктофонных записях. По словам Ершова, в декабре 2010 года он зашёл в квартиру на Некрасова, чтобы взять почту, а там его уже ждал Крюков, который набросился на старика с кулаками, в кровь разбил ему лицо, обыскивал в поисках диктофона, не выпускал из квартиры. Пытаясь вырваться из рук брата, старик укусил его. Потом они оба написали заявление в полицию о побоях, которые зафиксированы судмедэкспертизой… Эта история стала предметом судебных разбирательств, которые ещё не закончены.
Отказ, опять отказ…
– Мы с записями пошли к прокурору области и пообещали, что пошлём их в Москву. После этого нас вызвала следователь Ольга Репина (начальник отдела № 3 следственного управления (СУ) при УВД по г. Ярославлю. – Авт.). Она прослушала все записи. И 8 августа 2010 года завели уголовное дело по мошенничеству, – рассказывает Александр Николаевич.
Статья 159, ч.4 УК РФ предполагает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет либо без такового...
4 октября 2010 г. прокурор Ярославской области изъял уголовное дело из следственного управления при УВД г. Ярославля и передал его в следственный комитет при областной прокуратуре. Это сделано потому, что «в ходе следствия были добыты обстоятельства, дающие основание полагать о причастности заместителя начальника СУ при УВД по Ярославской области Крюковой А. А. к совершению преступления в отношении Ершова А. Н.» (из ответа городского прокурора А. В. Ганцева на запрос редакции).
23 декабря 2010 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Крюковой в связи с отсутствием в её действиях состава преступления, поскольку «доказательств причастности Крюковой к мошенничеству в отношении Ершова, а также к мошенничеству и должностному злоупотреблению при получении квартиры не добыто» (речь идёт о той самой брагинской квартире, которую Крюкова получила в своём ведомстве вскоре после развода с Крюковым как нуждающаяся в улучшении жилищных условий). Ну а коли так, то уголовное дело Крюкова снова вернули в следственное управление УВД, где в должности замначальника работает его жена.
29 сентября 2011 года уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере» в отношении Крюкова вновь было прекращено за отсутствием состава преступления. А через месяц прокуратура города отменила это постановление как незаконное.
25 октября 2011 года, как следует из официального ответа ярославского городского прокурора Андрея Ганцева на запрос редакции, городская прокуратура потребовала от начальника следственного управления при УМВД области передать уголовное дело в другой регион России – для проведения по-настоящему объективного расследования. Тогда ни у кого не осталось бы сомнений, что служебные связи и личные знакомства заместителя начальника СУ при УМВД по Ярославской области Крюковой А. А. никак не повлияли на ход расследования. Тем более что аудиозаписи, сделанные Ершовым, говорят о том, что высокопоставленный сотрудник полиции вовсе не является в этом деле незаинтересованной стороной.
Но следственное управление областного УМВД не нашло оснований для передачи расследования коллегам из другого региона, поскольку «данных о заинтересованности должностных лиц СУ УМВД России по области в результатах расследования уголовного дела не установлено». Недавно заместитель прокурора Ярославской области Андрей Фомин поставил в деле точку, признав отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Крюкова по статье «мошенничество» законным. Основание всё то же – нет в действиях Крюкова злого умысла…
Вынесено общественное порицание
Из всего, что рассказал нам Александр Николаевич, из его аудиозаписей с откровениями родни напрашивается вывод: замначальника следственного управления при УВД области знала, что её муж (говорят, они снова в законном браке) обманывает брата и не намерен отдавать ему квартиру. И не просто знала, а имела к этой квартире свой интерес. Оскорбления, унижения и угрозы в адрес 80-летнего старика-инвалида звучали в её присутствии.
Дать оценку действиям Крюковой мы попросили начальника УМВД Н. И. Трифонова. 17 января пришёл ответ, подписанный временно исполняющим обязанности начальника управления по работе с личным составом (УРЛС) В. Р. Никулиным: «Ваше обращение о неправомерных действиях сотрудника УМВД России по Ярославской области А. А. Крюковой внимательно рассмотрено управлением по работе с личным составом УМВД России по Ярославской области. Проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение: поведение А. А. Крюковой рассмотреть на комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике УМВД России по Ярославской области».
В своём письме в наш рыбинский корпункт от 26 января 2012 года заместитель начальника УМВД России по Ярославской области В. С. Свистунов сообщает: «Проведена служебная проверка, по результатам которой поведение А. А. Крюковой рассмотрено на комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике УМВД России по Ярославской области. По решению комиссии А. А. Крюковой вынесено общественное порицание и указано на недопустимость недостойного поведения в быту».
Какие последствия влечёт за собой это самое строгое наказание? Как сообщил Ярослав Денисов, начальник инспекции по личному составу областного УМВД, раньше сотрудник мог лишиться премии, 13-й зарплаты. По новому закону с 1 января 2012 года, даже если сотрудник привлечён к дисциплинарной ответственности, это никаких материальных последствий не влечёт. К тому же шестимесячный срок привлечения Крюковой к дисциплинарной ответственности истёк…
P.S Чтобы не стать бомжом, Александр Николаевич был вынужден согласиться на брагинскую квартиру, а та, что в центре Ярославля, так и осталась за «роднёй». Альбина Крюкова по-прежнему несёт службу в полицейском ведомстве. Только вот не верит больше российской полиции старик Ершов.
гость | 04.03.2012 в 16:45 | ответить13
Спасибо за честное раследование.
Гость | 05.03.2012 в 22:35 | ответить12
В следственный департамент жаловаться не пробовали? Таким людям не место в полиции
Марина Морозова | 07.03.2012 в 15:56 | ответить13
У Алексчандра Николаевича собрался уже толстенный том переписки. В ответ — отписки. Насколько мне известно, у следователей, которые настаивали на уголовном преследовании Крюкова, серьезные неприятности.
Гость | 08.03.2012 в 11:28 | ответить11
у следователей не просто «неприятности». Летом 2011 года при внеочередной аттестации их существенно понизили в должностях, а Альбина опять на коне. Вот и судите сами какую полицию сформировал Н.И. Трифонов
Гость | 09.03.2012 в 17:39 | ответить11
Терпение вам, и здоровья)
Гость | 09.03.2012 в 18:59 | ответить11
Я лично знакома с Александром Николаевичем и Татьяной Ивановной очень положительные и добрые пенсионеры.Мне очень жаль что они стали невольными жертвами полнейшего беззакония.Здоровья Вам и терпения. Бог все видит…
Майя Завьялова | 16.03.2012 в 18:19 | ответить7
О Дикий Ужас! Как не стыдно Владимир Николаевич
Майя Завьялова | 16.03.2012 в 18:22 | ответить7
В прокуратуру надо подавать, а вообще через партию такие вещи можно сделать. Я как сотрудник Центрального аппарата партии «ЯБЛОКО» можем помочь и написать запросы от имени партии
Гость | 16.03.2012 в 23:09 | ответить5
«Майя Завьялов»как к вам обратится, связаться?