В пяти километрах от Пошехонья, вблизи речки Ветхи, находится Адрианова Слобода. В старину она была хорошо известна далеко за пределами этого лесного края – прежде всего своим монастырем, основанным преподобным Адрианом в 1540 году. Сюда на богомолье вплоть до начала ХХ века собирался верующий народ со всей Ярославской губернии и с соседней Вологодчины. Ведь святого Адриана почитали как чудотворца, и у мощей его многие получали исцеление от различных болезней.
Люди заметили чудеса после трагической смерти Адриана. Его убили разбойники, решившие ограбить монастырь и поживиться имуществом обители. Забрали мед, воск, книги, одежду, утварь, убили монахов, а самого Адриана после долгих мучений бросили в бочаг речки Ушломы у села Белого. Там и обнаружили его местные жители, захоронили у сельского храма. На могиле посадили маленькую рябинку, у которой и начали вскоре совершаться чудеса.
Прошло 70 лет, прежде чем решились вскрыть таинственную могилу. А когда сняли землю, увидели в истлевшем гробу нетленные мощи монаха. Вскоре обнаружилось и удивительное сходство усопшего с игуменом Адрианом на единственном писанном при жизни его изображении – оно было помещено на иконе, связанной с началом строительства обители.
Так началось ее новое прославление, а сам Адриан вскоре был причислен к лику святых угодников Божиих.
Вплоть до 1928 года здесь шли службы, монастырь на протяжении столетий хранил строжайший устав и традиции, заложенные преподобным Адрианом, и они хорошо известны и сегодня по многочисленным документам и хроникам о жизни обители.
А вот о том, как закрывали ее уже при советской власти, что стало с иноками и святынями, в том числе и мощами Адриана, в Пошехонье, похоже, сейчас уже никто и не знает. Старожилы помнят лишь, что на территории монастыря «всегда жили работники колхоза «Заветы Ильича». В храмах для них устроили комнаты, а одну из монастырских построек приспособили под начальную школу.
Но к 2000 году, когда бывший монастырь решили вновь передать Ярославской епархии, не сохранилось и этого. Матушка Дамиана, появившаяся здесь тогда, застала лишь полуразрушенные стены бывшего Богоявленского собора, в котором и пришлось ей поначалу крыть крышу, устанавливать печи, чтобы хоть где-то жить и начать-таки возрождение обители.
Ныне здесь уже заметны перемены. Зовут, созывая народ на службу, колокола восстановленной колокольни (на снимке). Утолит жажду и святой источник, устроенный по подобию того, что сохранился лишь на гравюрах XIX века. В надлежащий вид приведены трапезная и кухня. Возводятся сторожевые монастырские стены.
Сейчас, правда, в обители другие насельники: матушка Дамиана теперь трудится в Вауловском скиту под Тутаевом, а Адрианову монастырю возвращен статус мужского. Настоятелем сюда назначен иеромонах Феодор (Казанов), бывший келейник владыки Михея. Работы впереди много. Ведь даже на единственном пока храме еще нет куполов.
Кроме того, братия – а их здесь с настоятелем всего пятеро – сами обеспечивают себя продуктами и для этого развели подсобное хозяйство, в котором числятся уже две коровы, две козы и несколько кур. Летом возьмутся и за огород. Но главное дело монахов – это, конечно, молитва. Молитва за всех нас, за всю возрождающуюся Россию, отметил, обращаясь к присутствующим на празднике, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Дело же мирян, особенно людей, преуспевших в бизнесе, помочь обители иным образом, напомнил он, ведь именно на пожертвования людей имущих строили всегда на Руси храмы и монастыри.
Среди внимавших слову владыки таковые явно имелись, хотя большинство все же составляли «белые платочки» – бабушки из райцентра, которых доставили сюда по случаю торжества.
В самой же Адриановой слободе числятся постоянные жители лишь в одном-двух домах, другие используются только под летние дачи или вообще разрушены.