– Эту игру мы приурочили ко Дню молодого избирателя, который традиционно проводится в феврале, начиная с 2008 года, – рассказала заведующая библиотекой Галина Тарасова. – Сегодня очень важно уделять внимание развитию политической и правовой культуры молодёжи, формировать у подростков активную гражданскую позицию. Ведь уже через несколько лет им, молодым, предстоит выбирать пути для развития государства, участвовать в политической жизни страны.
Подобные конкурсы проходят в детской библиотеке имени Гайдара не первый раз, поделилась заведующая отделом обслуживания Маргарита Коробовская, но раньше школярам предлагалось поучаствовать в выборах рангом «пониже» – ребята «баллотировались» на пост мэра.
– В этот раз мы решили усложнить задачу и предложили поучаствовать в выборах президента. Ребята очень активные, неравнодушные, много чего знают – нам самим было очень интересно услышать, каковы их «предвыборные» программы, что они хотят от жизни, каким видят будущее своей страны.
Конкурс – городской, но откликнулись только четыре школы Заволжского района – № 47, 51, 59 и 77 и сборная команда городского координационного совета старшеклассников. Кандидатов в президенты, таким образом, было пятеро, причём трое из них – девушки.
– Русь – женщина, и для такой страны мы президентом выбрать женщину должны, – стихами мотивировали голосовать за своего кандидата в президенты Викторию Акимову её доверенные лица, представители средней школы № 77.
Картинка будущего с таким лидером нарисовалась совершенно идиллическая – «не нужно войн, и космос подождёт, но возле дома сад пусть расцветёт». Как раз в духе сериалов про женское счастье, в котором «был бы милый рядом, ну а больше ничего не надо». Очень многие женщины избирательного возраста, я думаю, проголосовали бы именно за эту программу, случись Виктории Акимовой в реальной жизни баллотироваться в президенты страны.
Конкуренты Акимовой в борьбе за президентское кресло – Юлия Абабкова (её выдвинул городской координационный совет старшеклассников) и Тимофей Антонов (кандидат от средней школы № 59) в своих выступлениях напирали на волонтёрское движение. Тоже разумная позиция, которую оценили бы по достоинству многие ныне здравствующие политики: плохо ли, когда народ всё делает сам, по личному почину, да ещё и безвозмездно?
Но самое продуманное, развёрнутое и обоснованное «Послание Президента» прозвучало из уст девятиклассника Дмитрия Банокина. Молодой человек учится в школе № 51, он – отличник, идёт на золотую медаль. В его выступлении нашлось место самым различным аспектам современной жизни: это и инвестиции в образование, дабы устранить утечку мозгов за границу; и сокращение чиновничьего аппарата путём административного объединения соседних регионов; и упор на экспорт готового продукта, а не природного сырья, что экономически выгоднее.
– Такой доклад можно смело хоть сейчас направлять в любой избирательный штаб, – по достоинству оценили выступление Дмитрия Банокина и члены жюри.
– Основной тезис – развитие научно-производственного комплекса – мне подсказал отец, но развивал его по пунктам, конечно, я самостоятельно, – признался потом в доверительной беседе Дмитрий и рассказал, что в школе его просто поставили перед фактом – «будешь нашим кандидатом в президенты».
– Хоть я и не планирую связывать своё будущее с политической карьерой, пришлось соответствовать, – шутит юноша.
Его личные интересы лежат в сфере энергетики, увлечение у Димы – наследственное: и дед, и отец профессионально связаны именно с этой отраслью. Но, несмотря на серьёзное занятие наукой, молодой человек справедливо полагает, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. А потому он старается быть в курсе всех политических новостей, считает, что история и политика неотделимы друг от друга, и, чтобы принимать взвешенные шаги в будущем, необходимо анализировать прошлое страны. Согласитесь, очень здравые мысли.
Пока мы знакомились с одним из игроков, конкурс «В президенты я б пошёл...» набирал обороты – начались задания-экспромты. Школьникам было предложено «опознать» по фотографиям лидеров стран «большой восьмёрки», объяснить, что такое импичмент, ответить на самые неожиданные вопросы – например, кто по национальности нынешний Папа Римский, какая наука ежедневно удлиняется, каким оружием владел Чингачгук. Далеко не всегда звучал правильный ответ. Но в данном случае оценивалось не только знание предмета, но и умение вести диалог, находчивость – этот конкурс, по мнению организаторов, был призван смоделировать атмосферу «прямого эфира», публичных встреч кандидатов в президенты с электоратом. А в таких ситуациях, сами знаете, что угодно могут спросить.
Завершился конкурс голосованием – всё было «по-взрослому», как в жизни: каждый из присутствующих, включая членов жюри, заполнил бюллетень и опустил его в урну (признаюсь, я голосовала за Диму Банокина), которую затем публично вскрыли и огласили результаты выборов. С перевесом в один голос победил Тимофей Антонов, представитель школы № 59. Пусть он спотыкался и сбивался с мысли, даже читая по бумажке собственное «Послание Президента», не мог отличить друг от друга трёх русских писателей по фамилии Толстой, но электорат (предполагаю, что его женская половина) отдал свои голоса внешне спортивному и харизматичному, простому и понятному парню Тимофею Антонову. Безотносительно к конкретной ситуации, риторически замечу: когда Россия-матушка выбирала умом? Но это – уже заметки на полях в духе Гоголя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа»...
Возвращаясь к игре...
– Такие конкурсы – выборы мэра, президента ли – очень полезны, – считает заместитель директора по воспитательной работе школы № 51 Ольга Леонидовна Шаганова. – Важно, чтобы наши дети понимали, что от них тоже многое зависит в жизни этой страны. Рост гражданского самосознания, внутренняя платформа «я – гражданин России», сопричастность тому, что происходит в государстве, – чем больше будет таких молодых людей, тем более светлым будет будущее нашей общей страны. И мне очень хочется увидеть плоды трудов этих детей, в которых сегодня мы так много вкладываем – и сил, и знаний, и души.