Ратную историю Отечества можно было в тот вечер разглядывать в таких вещественных подробностях, какие не во всяком музее и увидишь. К тому же вопреки общепринятым музейным запретам, её, историю, здесь можно было буквально взять «на ощупь».
Этот редкостный шанс, конечно, уж постарались не упустить ни самые любознательные книгочеи из завсегдатаев субботнего клуба Лермонтовской библиотеки, ни тем более наши корреспонденты. В числе первых – гости специальные: под командованием учителя истории Евгения Ивановича Кужукина взвод восьмиклассников, изучающих Отечественную войну 1812 года, будущие кадеты из ярославской школы № 14 имени Владимира Лататуева, подполковника ФСБ, погибшего в Чечне.
Ощутив что-то похожее на лёгкий ожог, мы «взвесили» на ладони ржавые осколки артиллерийской гранаты, размером с грецкий орех картечь с Бородинского поля из коллекции Зайцева. Мальчишки наперегонки с девчонками сразу начали примерять головной убор русского гренадёра (на снимке) – тот самый кивер, наверное, любому школьнику знакомый по лермонтовскому «Бородино» (помните: «Кто кивер чистил, весь избитый»).
Как заворожённые, рассматривали они уникальную боевую летопись войны с Наполеоном, представленную в наградах, памятных медалях и знаках, скрупулёзно по событиям и датам собранную потомком донских казаков, воспитанником Суворовского училища Анатолием Зайцевым: солдатский Георгиевский крест за личную храбрость, такие редкости, как полковой знак лейб-гвардии героического Павловского полка или кожаная медаль на георгиевской ленте, выпущенная к 100-летию Отечественной войны 1812 года – ею столетие спустя награждались внуки и правнуки кутузовских ветеранов.
У гренадёрского кивера – в современном её воссоздании по музейным образцам – сделали мы остановку. В ответ на вопрос, неужели такое богато украшенное «архитектурное сооружение» могло защитить гренадёра на поле боя, услышали от Анатолия Ефимовича целую штабную реляцию. По его словам, Лермонтов ничуть не покривил душой, когда написал про кивер – «весь избитый». Отнюдь не на беззаботный променад настраивала пехотинца и грозная эмблема на кивере – с тремя вспышками запала гранаты из арсенала тяжёлой пехоты. Жёсткий каркас кивера делали из многослойной кожи, он не только от непогоды спасал, но и защищал от рубленого сабельного удара.
– Украшенный султаном из конского волоса, кивер был головным убором, одновременно и парадным и боевым, потому что в бой шли гренадёры как на парад. Офицеры надевали ордена, а если погибали, то с достоинством, как велели им долг и честь, – так закончил Зайцев свой вдохновенный комментарий к лермонтовской строке.
Гренадёрский мундир тоже в его коллекции есть, но гость из Ростова на сей раз устроил ему день отдыха. Пришлось оставить дома из-за отсутствия подходящего транспорта и боевой фальконет – бил супостата, и на Бородинском поле тоже, на версту той самой картечью и снарядами, начинёнными дробью. Их отсутствие вполне равноценно восполнил Анатолий Ефимович рассказом о самом искусстве исторической реконструкции оружия и снаряжения.
За мастерское владение им, заслуги на многолетнем педагогическом, музейном поприще известный исследователь промысла ростовской финифти и художник-практик был принят в военно-патриотическое объединение «Багратион». Конечно, «зачтено» Зайцеву было и то, что в постоянной экспозиции музея «Бородинская панорама» есть выполненные им в технике финифти портреты полководцев 1812 года, самый выразительный из которых по оценке искусствоведов посвящён именно Багратиону.
Его дар реконструктора могли оценить и кинозрители. Например, героиню актрисы Натальи Бондарчук в фильме «Юность Петра» царевну Софью видели мы в отделанной финифтью короне неописуемой красоты. Тот эксклюзивный заказ Зайцев выполнял по зарисовкам, сделанным им по специальному допуску в фондах Оружейной палаты Московского Кремля.
Урок истории на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать» продолжили ветераны боевых действий на Северном Кавказе Герой России, член общественной палаты Ярославля Алексей Чагин и глава администрации Ленинского района Василий Бобков. От имени своего сына Ивана, кавалера ордена Мужества, погибшего в Чечне, кадетов, будущих и действующих, их родных и близких напутствовал старшина запаса, рабочий ООО «Русские краски» Василий Геннадьевич Королёв.
Слово для завершения встречи было предоставлено ростовскому гостю. Тут очень к месту пришёлся ещё один талант потомка донских казаков – поэтический. Зайцев – известный в своём городе исполнитель авторской песни. Давно готов к печати, но пока не издан сборник его лирики «Одиночный боец». Недавно рукопись пополнилась стихотворением «Орлы Бородинского поля», и его только что напечатал общероссийский журнал «Юный краевед».
Эти стихи, вдохновлённые геральдическими двуглавыми орлами на обелисках памяти героев Бородинского сражения, и прозвучали на прощание в авторском исполнении: «...А выше орлов, величаво,//Как было в сражении – в ряд//В лучах завоёванной славы//Солдатские души парят.//Здесь вечность сковала в оковы//Кровавую песню мечей.//В соборе Марии Тучковой//Колышется пламя свечей.//Вершится Господняя Воля,//Века над землёю бегут.//Орлы Бородинского поля//Здесь русскую честь берегут».
Про «русскую честь» автор, обращаясь прежде всего к тем, кто так пристально рассматривал картечь с Бородинского поля, кивер и награды, добавил в прозе:
– Когда историю не просто изучаешь, а в неё вживаешься – видишь за Георгиевским крестом человека, того солдата, кто рисковал жизнью за Отечество. Оставшись один на один со своей совестью, попробуйте спросить себя, а мог бы я на его месте поступить так же? В этом вопросе для меня и состоит смысл старинной мудрости: «В нашем прошлом – наше будущее», такой актуальной для Года российской истории.