Каждый кандидат в Президентский полк проходит строгий отбор: у призывника должно быть отличное здоровье, рост от 175 сантиметров, нормальный вес.
Кирилл Осипенко как раз такой: высокий, симпатичный, накаченный и широкоплечий. Он сидит напротив меня на гостеприимном кожаном диванчике в кафе и потягивает минералку. Когда ему чуть больше года назад пришла повестка в военкомат, идти служить он желанием не горел. На гражданке была любимая девушка, работа – и всё было прекрасно.
– А тут бац – призыв. Учиться я уже закончил, поэтому отсрочка не действовала. В военкомате предложили проходить службу в Президентском полку – согласился: это очень почётно, – говорит молодой человек.
Первые четыре месяца службы прошли в воинской части в посёлке Новая Купавна в Московской области. Сначала был курс молодого бойца – месяц зубрили устав, учили государственный гимн и текст присяги. Но, наверное, самое сложное было нести внутренний караул по охране боевого знамени части. В течение часа караульный стоит без движения, вытянувшись в струнку.
– В такие минуты думаешь о доме, о девушке, о дембеле, строишь планы – и как-то время быстрее проходит.
Заходит разговор и о дедовщине в армии.
– Нет, дедовщины не было, потому что мы в часть приехали целой ротой. А из сержантского состава – все были контрактники, которые нас не трогали. Вообще драк в роте никогда не было.
В Купавне Кирилла начали обучать строевой подготовке и обращению с карабином, а затем он попал в так называемый «большой квадрат» – это строй из 36 человек для развода пешего и конного караула.
– Мы не просто ходили строевым шагом, а выполняли расхождения, перестроение в фигуры и строевые приёмы с карабином – брали его на плечо, подбрасывали, перехватывали.
Кирилл рассказывает мне, как правильно ходить с карабином. Весит оружие почти четыре килограмма, и удержать его в ладони непросто.
– Локоть нужно прижать к телу. При этом левая рука, в которой карабин, не должна быть каменной, а правая – при сгибе касается затворной рамы, – делится опытом молодой человек.
Вспоминает Кирилл и свой первый караул у могилы Неизвестного солдата:
– Восемь утра. Народу ещё немного. Мы идём к месту караула – сердце колотится, волнение настолько велико, что боишься забыть строевые движения.
22 июня, в день, когда началась Великая Отечественная война, к могиле Неизвестного солдата цветы возлагает Президент России. Как раз в этот день Кирилл был в карауле и видел Дмитрия Медведева.
– Дмитрий Анатольевич подошёл, склонил голову и возложил цветы.
А вот сослуживцы Кирилла, братья Алексей и Антон Ященковы, много раз видели Президента Медведева: они несли караул в Большом Кремлёвском дворце.
– Рассказывали, как однажды вовремя не успели двери открыть перед Президентом. Медведев остановился и посмотрел на них. Обоих в этот момент затрясло, – смеётся Кирилл.
Во время службы рядовой Осипенко участвовал в международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», который проходит в Москве на Красной площади в конце августа и в начале сентября.
– Во время фестиваля общались с солдатами из других стран на английском, обменивались пуговицами, шевронами. Мне иорданцы и норвежцы подарили свои знаки отличия, – говорит молодой человек.
Во время службы Кириллу удалось попробовать себя и в качестве актёра. Специальная рота Президентского полка принимала участие в съёмках фильма «Жуков», премьера которого недавно прошла на Первом канале. Для воссоздания обстановки того времени кремлёвцев переодели в военную форму 40 – 50-х годов, и в таком виде они ездили на старинных автомобилях и ходили строем (на двух снимках - эпизоды съёмок).
Армейская жизнь вне караульной службы показалась Кириллу однообразной: подъём в шесть утра, зарядка, завтрак, изучение уставов, строевая, чистка оружия, четыре часа свободного времени, в которое солдаты либо читают, либо пишут письма домой. В общем, всё, как и в остальных частях.
Увольнения в запас ждали с нетерпением.
– У нас в столовой огромные деревянные часы висели. Они уже давно не ходили, и кто-то из срочников разделил циферблат на сто частей, символизирующих сто дней до приказа. Каждое утро переводили стрелку на одну риску назад. Когда офицеры узнали, часы сняли.
Службу в Президентском полку проходят срочники из большинства регионов страны. Вместе с Кириллом служили ребята из Костромской, Ивановской, Тверской, Кировской областей.
– Со всеми сложились нормальные отношения. И после увольнения со многими поддерживаем контакты: переписываемся по электронной почте и в социальных сетях. А недавно мой сослуживец Григорий Калачев из Ульяновска пригласил на свадьбу. Если будет время, то обязательно съезжу.
Кириллу Осипенко предлагали остаться и на сверхсрочную службу. Контрактники в Президентском полку получают около 50 тысяч рублей. Отказался. В Ярославле ждала любимая девушка и родные….
Сразу после увольнения из армии молодой человек устроился работать в кафе барменом. А в этом году Кирилл планирует продолжить обучение в одном из московских вузов, но пока не решил в каком. Шансы стать студентом у него хорошие: всем отслужившим в Президентском полку при поступлении предоставляются льготы.