Для начала немного совсем близкой истории. Бренд «Ярославская Масленица – главная Масленица страны» начал раскручиваться с 2005 года. Уже через два-три года он стал общепризнанным. На праздничные гулянья приезжали с каждым годом всё больше гостей-туристов со всей России, на концертных площадках города выступали именитые столичные артисты. К Масленице же приурочили и кинофестиваль – «Киномасленицу». В общем, дело пошло!
Для жителей Ярославля такой успех – это, во-первых, предмет гордости («мы – самые крутые!»), во-вторых, возможность лицезреть звёзд и поучаствовать, не выезжая за пределы своего города, в культурно-развлекательных мероприятиях вполне столичного уровня, а в-третьих… Пришлый и местный народ кучу денег оставлял в частном общепите и в муниципальных культурно-зрелищных учреждениях, приезжие заполняли все гостиницы! А это значит, что и в казну денежек (в виде налогов) больше обычного перепадало. Что означает уже прямую социально-экономическую пользу всем жителям Ярославля... В 2009 и 2010 годах на ярославской Масленице побывало по 150 тысяч иногородних и иностранных туристов.
В прошлом году Масленица в Ярославле отмечалась относительно скромно: сказались последствия финансового кризиса. Но раскрученный бренд уже существовал сам по себе, хотя и попытались его перехватить во Пскове.
Нынче же Ярославль вернул себе законное право проведения главной Масленицы страны. Всё вернулось на свои места, и все должны быть довольны... Все ли? В Интернете можно видеть жалобы псковичей. Понравилась им, оказывается, «игрушка», плачут, что отняли! Дескать, в Ярославль и так приедут его законные полторы-две сотни тысяч туристов, а им, конечно, столько гостей не принять, не разместить, но... приятно ведь, когда о тебе говорят!
А ещё, оказывается, столица нашей Родины, точнее – мэрия этого города, недавно вдруг озаботилась: почему не Москва является столицей всероссийских масленичных гуляний?.. И уже вроде как даже намерена вступить в конкурентную борьбу с Ярославлем, дабы отвоевать у него это почётное звание! Такой вот информацией с собравшимися журналистами поделился мэр Ярославля Виктор Волончунас.
Журналисты из Ярославской области и Подмосковья за день до начала масленичных гуляний собрались в резиденции Государыни Главной Масленицы (эту почётную миссию поручено исполнять, как известно, народной артистке России Надежде Бабкиной), в одном из ресторанно-гостиничных комплексов областного центра. На встречу с журналистами пришли и бизнесмены, и чиновники. Цель высокого собрания была едва ли не научно-академической – за «круглым столом» обсуждали тему «Роль СМИ и бизнеса в развитии бренда города».
...Но лучше – не о научной стороне вопроса, а о тех реальных делах, что уже сделаны ради достижения поставленной цели. Сама цель понятна: надо сделать так, чтобы о Ярославле говорили! Говорили везде: по всей России, по всему миру! Для чего такое нужно? Отчасти это уже объяснено на примере Масленицы... Чтобы публика отовсюду на праздник ломилась, чтобы деньги в городе оставляла! Но Масленица – она ведь всего одну неделю в году занимает. Надо и в остальное время чем-то народ заинтересовать. Чтобы туристы ехали...
Однако отдыхающие и «сорящие» деньгами в городе туристы – это полдела. Другая половина дела ещё более важна! Вслед за туристами должен идти (и ведь идёт!) бизнес. Вслед за спросом идёт предложение! Строятся новые кафе и рестораны, гостиницы...
Так вот, по обеспеченности гостиницами Ярославль далеко опережает всю Россию! В Москве сейчас менее 2 гостиничных номеров приходится на 1000 человек населения, в Питере – почти 3 на то же количество народа, а в Ярославле – 5,77 номера! Это – среднеевропейский и вполне мировой уровень!
Теперь уже бизнес сам заинтересован в том, чтобы активизировать власть, чтобы помогать ей в организации различных мероприятий, которые помогут не простаивать гостиницам... Недаром именно в Ярославле проводились в прошлом году такие крупные международные форумы – политический, туристический, экономический... Вот уже и мировой бизнес всё больше узнаёт о нашем городе!
Привлечь в свой город как можно больше иностранных инвестиций – цель работы любого градоначальника и его команды, прямая выгода как для власти, так и для народа! Ведь это и наполнение бюджета, и хорошо оплачиваемые рабочие места для жителей. Иностранный бизнес уже пришёл в Ярославль. И продолжает увеличивать своё присутствие здесь. Но, повторимся, пусть его будет ещё больше! И российского бизнеса здесь пусть будет ещё больше!
Для этого город должен быть всегда на слуху. Город должен быть ярким, привлекательным брендом! И одной главной Масленицей страны здесь не обойдёшься...
Второй очевидный и тоже общепризнанный бренд Ярославля – «Столица Золотого кольца России»! Это город с развитой туристической инфраструктурой, готовый принять туристов и принимающий их. В 2011 году наш город посетили около миллиона туристов. Вдвое больше, чем в расположенном недалеко от нас Нижнем Новгороде, население которого, наоборот, вдвое больше нашего! Нижний к тому же и не входит в Золотое кольцо... Так что конкурентов, которые могли бы оспорить почётное звание, здесь нет в принципе!
Ярославские предприниматели и городская власть немало сделали для раскрутки Ярославля, его брендов в стране и в мире. Мэр Виктор Волончунас в своём выступлении на «круглом столе» назвал многие из этих дел. Например, восстановление в заповедной части города Успенского собора благодаря московскому меценату Тырышкину... После этого в Ярославль приезжала специальная комиссия ЮНЕСКО, проверявшая, не нарушил ли «новострой» целостность архитектурного ансамбля заповедной части города, которая является памятником мирового значения. Комиссия, сообщил мэр, осталась довольна.
И опять же не только древностями прекрасен Ярославль! Появился у нас зоопарк, ставший уже одним из лучших в стране. Вновь выстроен планетарий, который благодаря имеющейся там обсерватории стал не просто культурно-просветительным, но даже научным учреждением. В последние годы построено 15 новых спортивных комплексов, есть 5 ледовых площадок. Развивается массовый спорт, который является базой спорта высоких достижений. После глубоко потрясшей всех ярославцев и всю страну трагедии, случившейся с хоккейным клубом «Локомотив», команда возрождается и радует земляков. И это тоже бренд города, как и футбольный «Шинник», и волейбольный «Ярославич»...
На «круглом столе» обсуждали перспективы раскрутки и вывода на всероссийский, а то и мировой уровень такого известного ярославского бренда, как музыкальный фестиваль «Преображение», многих новых начинаний, например Дня Медведя... С таким предложением выступило одно из туристических агентств.
– А что же вы забываете о таком важном событии, как празднование Дня Толгской Божией Матери? – не удержался в который раз мэр. – Этот праздник собирает огромное количество паломников в монастыре. Они прибывают со всей страны и даже из-за рубежа. И это тоже – бренд города!
Журналисты подмосковных изданий не были просто слушателями. Они активно участвовали в разговоре. Председатель Союза журналистов Московской области Наталья Чернышёва, например, смогла дать ряд полезных рекомендаций чиновникам, предпринимателям и ярославским журналистам: как им всем вместе и представителям каждой сферы по отдельности сделать так, чтобы имидж родного города только улучшался, как не допускать ухудшения его и как с максимальной выгодой для дела использовать те ситуации, которые могут этому имиджу повредить. Собравшимся в зале ярославцам было приятно, что их цели нашли отклик в душах гостей!