Большинство участников встречи уже обсуждали коммунальные проблемы накануне в ЯРГУ им. Демидова (см. «Северный край» за 16 февраля). Вместе с тем было изначально понятно, что ограничить дискуссию рамками одной встречи нельзя, поскольку «болевых точек» в ЖКХ города достаточно много.
Формат второй встречи предполагал дискуссию-диспут. Многие вопросы постепенно снимались благодаря компетентным выступлениям экспертов. Так, первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Андрей Лукашов пояснил, из каких составляющих складывается цена на тарифы и определяются нормативы на услуги ЖКХ, чем обусловлен их рост и почему очередное повышение произойдёт не ранее 1 июля 2012 года.
Первый заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы Сергей Балабаев рассказал о том, каким образом осуществляется государственное регулирование тарифов и пресекаются нарушения в сфере тарифообразования. По словам Сергея Балабаева, Ярославская область по данной проблематике не входит в число «лидеров». И если в Российской Федерации уже было заведено 7 уголовных дел по фактам серьёзных нарушений в тарифообразовании, то в нашем регионе таких случаев не было. И всё же нарушения в регионе допускаются как энергетиками, так и управляющими компаниями.
В Ярославле сегодня работают 19 управляющих компаний и около тысячи ТСЖ. Порядка 650 ТСЖ осуществляют свою деятельность в нормальном режиме и обеспечивают надлежащее содержание вверенного им имущества, практически не имеют долгов. Почти треть ТСЖ в настоящее время испытывают серьёзные затруднения в управлении. Это происходит по разным причинам, в том числе из-за ветхого состояния жилого фонда.
Ещё одна проблема, на которой акцентировал внимание главный инженер ТГК-2 Юрий Чистов, – проблема неплатежей за поставленную услугу. В качестве примера он привёл Дзержинский район, где долги населения за последние 2 – 3 месяца превысили 100 млн. рублей. Понятно, что отключение тепла в домах жителей-неплательщиков – мера недопустимая, но и управляющие компании должны соблюдать необходимую финансовую дисциплину по отношению к ресурсоподающим организациям.
Если механизм финансовых расчётов за поставляемые услуги понятен, то множество вопросов вызывают объёмы поставленной тепловой энергии. Ведь существуют реальные и необходимые объёмы, равно как и потери, на тепловых узлах. И всё это никак не поддаётся контролю со стороны собственников и нанимателей жилья. Очевидно, что наведение порядка здесь возможно при условии одновременной установки общедомовых приборов учёта и модернизации сетей. Это позволит организовать учёт и в дальнейшем снижать объёмы потребления.
Такие программы существуют. О совместной работе в этом направлении рассказал Александр Бычек – председатель совета директоров «Альфа-групп». По его словам, препятствуют этой работе недостаток финансовых средств, сложности в подготовке проектно-сметной документации и опасность того, что могут финансово пострадать малоимущие граждане, проживающие в ветхом жилом фонде.
Именно поэтому в решении этого вопроса необходим государственный подход, о чём сказал депутат Ярославской областной Думы Яков Якушев. Огромное количество домов ярославцев длительное время не подвергались капитальному ремонту. Это необходимо делать в рамках федеральных программ. Федерация обладает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Понимание необходимости поддержки регионов в данном вопросе у федерального центра также есть. В рамках этого процесса можно вести речь о дальнейшей энергоэффективности и снижении издержек в сфере ЖКХ. При этом выстраивать систему общественного контроля в отрасли нужно уже сейчас.
Все жители должны осознать глубину проблем жилищно-коммунального комплекса. Должна проникнуться нуждами горожан и мэрия Ярославля. В итоге это будет «улица с двусторонним движением». «Всем нам предстоит заново создавать инфраструктуру ЖКХ в городе, которая будет отвечать потребностям всех ярославцев», – подытожил своё выступление Яков Якушев.