На встречу к именитому учителю корреспонденты «Северного края» пришли в институт развития образования и попросили Светлану Григорьевну «загнуть пару». Впрочем, прогуливать не пришлось – преподаватель охотно согласилась отпустить «студентку» пообщаться с прессой. И в самом деле студентка – называть Светлану по отчеству просто язык не поворачивается – такая она жизнерадостная, улыбчивая... Светлая, одним словом.
Как в старые добрые студенческие времена, устраиваемся на подоконнике напротив аудитории. Оказывается, Светлана Григорьевна – учитель в первом поколении. Её отец работал зооинженером, директором птицефабрики «Север», мама – экономистом. А Светлана в детстве и отрочестве мечтала искать полезные ископаемые.
– Геолог – это же такая романтика: далёкие путешествия, великие открытия и свершения. Но в геологический институт меня не приняли из-за очень слабого зрения. Тогда мама сказала: «Ну что ты мучаешься, у нас прекрасный педагогический институт, иди на биологию и химию, ведь химия – почти геология». Я послушалась маму и, как оказалось, сделала правильный выбор.
Светлана поступила на естественно-географический факультет ЯГПУ. По окончании университета молодая учительница пришла работать в школу посёлка Дубки. В первый же год руководство школы отправило её учиться дальше, так что вторая специальность нашей героини – психолог. А в 1991 году Светлана Морсова стала преподавать биологию в школе № 33, где работает и по сей день.
На 4-й год работы Светлана Григорьевна попробовала себя на «Учителе года», но дальше городского этапа не прошла.
– Администрация школы сказала: «Участвуй!» – я и пошла, – признаётся Светлана. – В этот раз всё иначе. Сподвигли друзья и коллеги, которые постоянно подталкивали меня, говорили: «Хватит уже сидеть в школе, в своей коробочке… Пора открываться!». А на мой взгляд, участие в подобных мероприятиях даёт хороший толчок к саморазвитию.
Готовилась к нынешнему конкурсу Светлана Григорьевна около трёх лет. Подготовка включала в себя не только штудирование спецлитературы, но и постоянное участие в разного рода семинарах, форумах и референдумах – живое общение с коллегами. По признанию самого педагога, времени на самообразование катастрофически не хватало – утром работа, после обеда – учёба. Были и трудности психологического характера.
– Вот смотрю на себя и думаю: какая я хорошая, но стоит увидеть, какие классные люди кругом, как руки опускались, – признаётся Светлана Григорьевна. – И если честно, я не настраивалась на победу, скорее на качественное участие. Я шла на конкурс, чтобы поделиться опытом и чтобы его набраться. Но вот вышла в финал. Дальше работать надо! Мы, финалисты, будем друг другу помогать и стараться «на области» не ударить в грязь лицом. 21 февраля будет уже региональная самопрезентация: необходимо представить себя в профессии, рассказать о своём педагогическом опыте и ответить на вопросы.
Всё время городского этапа конкурса за Светлану Григорьевну «болел» отец, он обязательно придёт сегодня и на церемонию награждения.
Впрочем, «болели» за неё все близкие: у Светланы Григорьевны прекрасная семья – муж и трое детей. Старший сын Слава – айтишник в «Тензоре», средний Григорий работает в «Гидросервисе», дочка Надя учится в школе. О работе Григория Светлана отзывается так:
– Чем он там занимается, я не знаю, но его работа пахнет машинным маслом.
Отмечать награду в семье не будут – впереди ещё борьба, но мамой гордятся все дети – и свои трое, и триста её учеников.
– Слава о моей подготовке к конкурсу так сказал: «Мама, ты готовишь такие прикольные заморочки!». И теперь всем друзьям хвастается!
Профессиональные и семейные победы не мешают Светлане Григорьевне покорять вершины в буквальнейшем смысле, и не только вершины, но и глубины и даже болота.
– Мы с мужем занимались горным туризмом, сплавлялись по рекам, – рассказывает о своём хобби суперучитель. – А теперь в семье новое увлечение – гонки по бездорожью. У нас УАЗ-внедорожник на огромных колёсах. Муж за рулём, а я штурман. Правда, в школе я об этом не распространяюсь – учитель для ребят должен быть белым и пушистым.
– Да разве с современными детьми белый и пушистый сладит? – сомневаемся мы.
И тут Светлана Григорьевна раскрывает простой и сложный секрет настоящего учителя:
– Нужно быть доброжелательным. Со школьными хулиганами не надо ругаться и спорить. Когда ребёнок капризничает, я обычно говорю: «Вот сейчас ты ругаешься, а через пару минут тебе станет стыдно за своё поведение». Ребёнок это понимает и принимает. И когда так общаешься с детьми, они раскрываются и отдают своё тепло.