Владимир Протасов, знакомый читателям «Северного края» по материалу «На то и Протасов на трассе...» (от 3 августа 2011 года), получил разрешение на перевозки первым среди рыбинских таксистов. Для него это было несложно, поскольку своё предпринимательство он оформил много лет назад. А вот за таксометром пришлось съездить в Москву – на ярославских и рыбинских прилавках его не обнаружил. Так что золотым для него оказался приборчик! Протасов купил жёлтый фонарь, магнитные наклейки с шашечками на «борт» и «чековую книжку». Оформил карточку таксиста внутри салона, в бардачок положил правила перевозки пассажиров на такси. Прошёл техосмотр. С рыбинским спецавтохозяйством заключил договоры на ежедневные технические и медицинские осмотры, которые обошлись ему в тысячу рублей.
Вопрос о платности разрешения на перевозки такси федеральная власть отдала на откуп регионам. Ярославский областной департамент дорожного хозяйства и транспорта выдаёт разрешение бесплатно, как и Москва. А вот в соседних областях заветная бумажка обходится в 2,5 – 3 тысячи, в северных регионах счёт идёт на десятки тысяч рублей.
Ежедневно Протасов мчится за 15 километров в город из своего посёлка, чтобы за 25 целковых механик проверил его «Ауди». Сам водитель каждое утро в медкабинете измеряет давление и дует в трубочку. Хотя такая мера вряд ли убережёт пассажира от беды. Ведь получив докторский штампик, водитель в любой момент может отведать пивка или чего покрепче, нередко за баранку садятся и откровенные «наркоши».
Быстро «тает» и протасовская книжечка с отрывными чеками – документами строгой отчётности, которые он выдаёт пассажирам. И зря пассажиры недооценивают значения этой бумаги. До сих пор никакая ответственность не наступала у таксистов или их работодателей по отношению к лицу, которое пользуется услугой такси. Если, к примеру, автомобиль попал в ДТП, перевозчик говорил – извините, я вас не знаю! И «качать» права было бесполезно. Теперь чек, как и лицензия – это аргумент в суде.
Каждый таксист-индивидуал или частное предприятие свой тариф за посадку и километр пути устанавливает самостоятельно. У Протасова посадка – 70 рублей, а за каждый километр счётчик накручивает по 10 рублей, в сельской местности тариф в полтора раза выше. Кстати, с нового года тарифы у всех таксистов – и легальных, и бомбил – выросли на 10 – 20 процентов.
Получив разрешение, Владимир гордо повёз-было по улицам городов и районов своё новое звание – легальный таксист, полученное сроком на пять лет. И коллег своих – таксистов – агитировал после 1 сентября – оформляйте, мол, документы!
– А теперь получается, что я их подвёл… – разводит руками Протасов. – Ребята потратили десятки тысяч рублей, оформили предпринимательство, чтобы получить в департаменте заветную бумагу, платят налоги. А рядом на стоянке смеются над нами бомбилы. Их не стало меньше, потому что с 1 января обещанного контроля в перевозках такси нет вообще. Ни-ка-ко-го.
Как рассказывают рыбинские таксисты с многолетним стажем, для них бомбилы – непросто конкуренты. Они оккупируют автостоянки у вокзалов, крупных супермаркетов, и каждому, кто сунется туда, угрожают расправой. Хочешь встать на стоянку – плати! Стоянки ничьи, но жёстко контролируются криминальными структурами, незаконные и нелегальные поборы здесь действуют давно, такса – до 500 рублей в месяц с каждого. Не будешь платить – в лучшем случае разобьют стекло, проколют колёса. В худшем – сожгут машину. К примеру, на стоянке у железнодорожного вокзала в Рыбинске чужакам обещают разборки от некого Саши, которого здесь знают все.
Впрочем, вполне легальные фирмы, уже получившие лицензию, тоже негласно контролируют «свои» стоянки, и здесь также действуют поборы. Дань, как правило, собирает один из таксистов и передаёт её хозяину. Не платишь – будешь иметь дело с крепкими ребятами – у этих фирм работает своя охранная «служба»…
Не случайно ярославские и рыбинские водители настаивают на организации в городах специальных стоянок для легальных таксистов, получивших разрешение. И это должно быть закреплено законодательно. Причём таксисты должны быть на этих стоянках под защитой, и без полиции эту проблему не решить. Такие стоянки можно сделать муниципальными или передать зарегистрированным общественным организациям профессиональных таксистов.
Как сообщил советник заместителя главы Рыбинска по городскому хозяйству Игорь Котов, администрация города уже разработала эскизные проекты на 24 специальные стоянки для легальных таксистов, а также их дислокацию. Это будут муниципальные стоянки, услуги которых бесплатны. Если решится вопрос привлечения на их оборудование средств областного дорожного фонда, первые стоянки появятся уже в этом году.
О новом законе мы беседовали с председателем общественного объединения таксистов Ярославской области Евгением Мининым:
– Мы ждали от властей, что по бомбилам нанесут удар. Но никаких действий нет. И зачем таксисту получать разрешение, если нелегалы прекрасно себя чувствуют без всяких лицензий. Поэтому мы только ратуем за то, чтобы на дорогах были жёсткие проверки, иначе порядка не будет, – считает Минин.
– Пойдёт ли новый закон на пользу нормальной работе такси? Похоже, нет. Судите сами. В последние годы мы сделали рынок более или менее цивилизованным, пассажир может пожаловаться, контролировать поездку, вернуть забытые вещи. Теперь нет хаотичных стоянок, потому что работают диспетчерские службы. А сейчас рынок перевозок рушится. Я думаю, многие фирмы начнут закрываться. По закону машина должна быть собственностью таксиста или фирмы, но крупным предпринимателям покупать и содержать свой парк машин совершенно невыгодно. Такие инвестиции не окупятся без резкого повышения тарифов, как в Москве – 300 – 400 рублей за посадку. Но для Ярославля, а тем более для других городов и районов это вообще не приемлемо. Поэтому нужны послабления по поводу собственности на автомобили, чтобы разрешение на перевозки могли получить не только владельцы машин, но и те, у кого есть договор коммерческой или некоммерческой аренды.
Мы ждём и поправок к закону, в частности моратория на применение таксометров до 2013 года. Таксометр учитывает не только расстояние, но и время в пути. На светофорах, в пробках, заторах машина стоит, а счётчик всё равно наматывает рубли, и стоимость поездки вырастает на 15 – 20 процентов. Нередко путь удлиняют объезды. Но в небольших городах расстояния от пункта до пункта чётко определены, и действующая сегодня сетка тарифов – это удобно и для пассажира, и для водителя.
Как сообщил нам Виталий Дегин, консультант-юрист комитета по транспорту областного департамента дорожного хозяйства и транспорта, на 25 января в области зарегистрированы 1100 перевозчиков. В Рыбинске лицензию получили четыре крупных перевозчика и лишь единицы индивидуальных предпринимателей, а в общем рыбинский рынок такси лицензирован на 80 процентов.
Сейчас все с нетерпением ждут поправок в правила дорожного движения, в начале февраля планируется третье чтение по проекту. И только с введением их в действие у ГИБДД появится право применять штрафные санкции к нарушителям закона. В ближайшее время будет создана межведомственная комиссия с участием сотрудников департамента дорожного хозяйства, ГИБДД, налоговой инспекции и других контролёров, которая начнёт массовые проверки. Да, под контролем окажутся все таксисты, которые получили официальные разрешения. Разбираться с бомбилами – задача полиции, которая организует контрольные «закупки» или контрольные вызовы. Работа без лицензии, незаконные перевозки, невыдача чека пассажиру – и общий штраф нелегалу за одну проверку 13 тысяч.
Виталий Дегин напомнил, что в машине такси на видном месте обязательно должны быть размещена карточка водителя с указанием фамилии, имени и отчества водителя, телефоны служб, в которые можно пожаловаться на некачественную услугу (Роспотребнадзора, областного дерпартамента дорожного хозяйства, ГИБДД). Обязательно – информация по тарифам и правила пользования такси. После Нового года я много раз пользовалась услугами такси, но, увы, ни в одной из машин не было таксометров, карточек водителя и телефонов контролёров. Впрочем, в Рыбинске есть исключение – таксометры стоят и уже не первый год пока лишь в машинах одной из рыбинских фирм. А вот чеки по моей просьбе выдали все водители.
Денис | 30.01.2012 в 15:43 | ответить0
Полный абсурд! Представьте, что каждое утро надо с одного конца города на другой ехать для прохождения врача и механика! Если я каждый день выхожу таксовать в 6 утра, то перед этим мне нужно встать часа в 4. Собраться, одеться, умыться, поесть, погреть машину и ехать чёрте знает куда, тратя свой бензин который можно было потратить на извоз пассажиров и после этого должен остаться не в своём районе, в котором не известно есть ли вообще заказы или голосующие! Полная бредятина! Жизнь в такси
Гость | 30.01.2012 в 20:21 | ответить0
какой механик, какой доктор. в правилах ПДД черным по белому написано (запрещенно выезжать на не исправной машине и в не трезвом состоянии и т.д.)
Гость | 30.01.2012 в 20:24 | ответить0
не уж то я доверю какому человеку проверку своего авто перед дальней дорогой.
real | 31.01.2012 в 13:59 | ответить0
Дебильный закон, особенно в части того, что каждый таксист должен быть предпринимателем, а почему не может быть просто наёмным работником, как водитель маршрутки или автобуса? При подработке только в выходные нет смысла платить налог ~4000 руб и пенсионные ~4000 руб., всего ~8000 в квартал. Кроме того раз в квартал декларацию по ЕНВД подать и раз в год по НДФЛ, и отчитаться в пенсионном фонде!
Марина Морозова | 31.01.2012 в 16:03 | ответить0
Я так понимаю, что предпринимателем должен быть перевозчик. Либо сам за рулем, либо как влаледец парка автомобилей. Тогда таксист — наемный работник. А сейчас таксисты арендуют машины у таких владельцев. Без всякого трудоустройства, соцпакета и т.д. И без налогов.
Real | 31.01.2012 в 21:21 | ответить0
Любой таксист должен быть предпринимателем, отсюда куча проблем, отчеты, налоговая, пенс.фонд, единый налог на вм.доход и т.д. А надо было бы сделать фирму или ЧП
и чтоб таксист мог туда наняться на работу по договору с уплатой налога на доходы, а все очеты и «бухгалтерия» легли бы на «фирму».
Гость | 29.06.2012 в 02:07 | ответить0
Американские таксисты налогов не платят. И английские тоже, работающие при диспетчерских. Ведущим мировым державам не по карману содержать лишних чиновников для контроля за каждым водителем.
А наши чинуши и депутаты не привыкли деньги государственные беречь.
Alexey | 01.10.2013 в 12:04 | ответить0
ostrovtaxi.ru