Обсуждение этого вопроса началось ещё в сентябре прошлого года. Тогда с предложением увековечить военные подвиги наших предков выступили ярославские предприятия, вузы, организации ветеранов и участников локальных конфликтов последних десятилетий.
Но одной инициативы мало, ведь звание присуждается городам России в соответствии с федеральным законом от 9 мая 2006 г. № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы». Согласно этому документу, героического звания достойны города, «на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм».
Сейчас на пути к получению почётного звания город прошёл уже несколько этапов – общественные организации выступили с инициативой, она поддержана мэрией и муниципалитетом. Историки тоже сделали свою работу по обоснованию заявки на почётное звание. Теперь вопрос должны рассмотреть областная Дума и губернатор. Если региональные власти сочтут аргументацию достаточной, все материалы будут отправлены в Российский оргкомитет Победы. А точку в этом вопросе должен будет поставить президент.
Героическое звание носят уже 37 российских городов. Соответствует ли Ярославль такому высокому статусу? Об этом мы побеседовали с председателем рабочей группы по обоснованию почётного звания, доктором исторических наук, профессором, заведующей кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ им. П. Г. Демидова Викторией Марасановой.
– При обосновании почётного звания рассматриваются только ситуации, когда ярославцам приходилось защищать своё Отечество от внешних врагов. Гражданские войны и междоусобицы не принимаются во внимание. Вторжений, которые закончились массовыми сражениями на Ярославской земле, было два – в период монгольского нашествия и в Смутное время, – рассказывает Виктория Михайловна.
Документальных свидетельств о сражении с монголами нет, ведь вести летописи тогда было просто некому – государство было разрушено и разграблено, находясь под гнётом страшного ига. Но археологи в результате раскопок на Стрелке нашли несколько массовых захоронений. Значит, на территории города и в его окрестностях шли настоящие бои, ярославцы отчаянно сопротивлялись врагу.
Самые кровопролитные сражения велись на территории Ярославской области в период позднего Средневековья. В октябре 1608 г. город осадили сторонники «Тушинского вора». Так прозвали Лжедмитрия II, который выдавал себя за сына Ивана Грозного и одновременно за спасшегося Лжедмитрия I. Самопровозглашённый царь с отрядом воинов пытался захватить власть в стране, завоёвывая город за городом и постепенно подбираясь к Москве.
«Тушинцы» и поддержавшие их польские интервенты проявляли к Ярославлю особое внимание, потому что он был важным перекрёстком стратегически значимых сухопутных и водных путей. Армия «Тушинского вора» безуспешно осаждала Ярославль до весны 1609 года. А 30 апреля на город напали польские отряды, предав огню все окрестные слободы. Совершив обманный манёвр, «тушинцы» и интервенты смогли ворваться на территорию города. Ярославцы отчаянно сражались, но противник имел большое численное превосходство. Защитникам города отстоять удалось только деревянный кремль и Спасский монастырь.
Поляки на время отступили, но уже через несколько дней вернулись в Ярославль с подкреплением. Однако жители города проявили упорство в борьбе с врагами, и в мае 1609 года осада была снята. Это было самое трагическое время в истории Ярославля, пришедшееся на период Смуты, ведь тогда погибло много защитников и жителей города, сгорела значительная часть посада и слобод.
В 1612 году в Ярославле стояло ополчение Минина и Пожарского. Ярославль фактически стал плацдармом, где ополчение увеличилось в несколько раз и превратилось в общерусскую военную силу, сумевшую освободить столицу от неприятеля.
В течение четырёх месяцев 1612 года Ярославль был временной столицей освобождённых от польских захватчиков русских территорий. В городе был создан «Совет всея Земли», который выполнял функции временного правительства. Здесь же выдавали грамоты на землю, вели переговоры с иностранными государствами. В Ярославле даже чеканилась своя монета, на ней под изображением всадника были буквы
С/ЯР и имя Фёдора Иоанновича – последнего законного царя перед Смутой.
Война 1812 года также стала серьёзным испытанием для Ярославля, столкнувшегося с угрозой оккупации и необходимостью подготовки к эвакуации, а также с проблемами размещения воинских частей, раненых, беженцев и военнопленных. В 1812 году французы не дошли до города, но Ярославль сыграл важную роль для исхода войны. Здесь находился главный военный госпиталь, куда привозили огромное количество раненых со всей страны. В доме на Волжской набережной скончался от ран, полученных во время Бородинского сражения, генерал Николай Тучков, ставший впоследствии прототипом князя Андрея Болконского в романе Льва Толстого «Война и мир».
В годы Отечественной войны в Ярославле стоял 30-тысячный резерв русской армии, был сформирован русско-немецкий легион, куда входили в основном дезертиры из числа иностранцев, принудительно призванных в наполеоновскую армию. В 1812 году численность военных, раненых, беженцев и военнопленных, разместившихся в городе, не менее чем в три раза превзошла собственное население Ярославля.
Более полумиллиона жителей Ярославского края отправились на поля сражений во время Великой Отечественной войны, и свыше 200 тысяч из них погибли. Только из ярославцев в октябре 1941 года была сформирована 234-я Ярославская коммунистическая дивизия, которая прошла путь от Волги до Эльбы и принимала участие в разгроме фашистов под Берлином.
Область считалась прифронтовой – до линии Северо-Западного фронта было всего пятьдесят километров. Поэтому ярославцы до 1943 года находились вблизи эпицентра военных действий. В 1941 – 1943 годах город подвергался массированным налётам вражеской авиации. В Ярославль было направлено четыре полка противовоздушной обороны, которые защищали небо над Ярославлем от вражеских самолётов. В городе была введена обязательная светомаскировка, подготовлены бомбоубежища, у населения изъяли радиоприёмники.
Под постоянным прицелом фашистской авиации находилась железная дорога. Только за октябрь 1941 года на неё было совершено 110 групповых и одиночных налётов. Стратегически важным объектом был железнодорожный мост через Волгу. На случай его разрушения был приготовлен деревянный мост-дублёр.
Из Ярославля на фронт поставлялось 120 видов военной продукции. Все заводы города были в начале войны переориентированы на выпуск продукции для нужд армии. Ярославский автозавод выпускал детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ). Шинный завод кроме обычной своей продукции изготавливал катки и амортизаторы для танков, шины для броневиков, аэрошины к боевым самолётам, спецрезины для бензобаков. Судостроительный завод снабжал кораблями Волжскую военную флотилию. Фабрика «Пролетарская свобода» выпускала мины, заводы «Красный маяк» и Ярославский паровозоремонтный – артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы, Ярославский подошвенный завод – аэростаты заграждения и наблюдения, противогазы и прокладки для танков.
Поэтому у историков нет сомнений: ярославцы внесли очень большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Вопрос о возможном присуждении Ярославлю звания «Город воинской славы» вызвал большой интерес не только у профессионалов, но и у большинства жителей города. Мнения высказываются разные. Одни считают, что Ярославль вправе претендовать на это звание, другие связывают термин «воинская слава» с городами, где проходили кровопролитные сражения Великой Отечественной войны, – Смоленском, Тулой, Москвой, Ленинградом, Новороссийском, то есть теми, что носят звание «Город-герой».
Но историки уверены: Ярославль достоин почётного звания не меньше, чем другие города, претендующие или уже получившие его за последние несколько лет.
– Возможно, кому-то присуждение этого звания не кажется таким уж важным, – рассуждает Виктория Марасанова. – Действительно, от этого зарплаты не поднимутся, жизнь не станет проще или комфортнее. Мы же ведём речь об историческом прошлом земли, на которой живём. А оно действительно славное, и у ярославцев есть все основания гордиться своим городом.
От редакции. Приглашаем читателей обсудить эту тему. Ждём ваших откликов по адресу: 150000, Ярославль, ул. Собинова, дом 1; или по электронной почте: sevkray@bk.ru; или на сайте: www.sevkray.ru.
Гость | 30.01.2012 в 21:14 | ответить0
В 1945 было названо всего четыре города-героя Ленинград, Одесса, Севастополь и Волгоград (тогда — Сталинград). К 20-летию победы добавили Москву, Киев, Брестскую крепость. Все их знали, и это действительно была высшая оценка воинской доблести. Потом поехали: Керчь + Новороссийск — для Леонида Ильича, Минск — для друга Машерова, Тула — чтобы в России было больше, чем у хохлов, Смоленск и Мурманск — к 40-летию Победы. Даже эти 12 городов сегодня вспомнит не каждый. А уж воинской славы можно присваивать практически каждому городу, которому больше 400 лет. Так и сводятся на нет хорошие идеи. Я — против
Гость | 31.01.2012 в 00:13 | ответить0
Я — тоже. Замылили хорошее дело. А ополчение Минина и Пожарского ярославцы поначалу даже кормить отказались. Пока те не надавили на купечество!
Влас | 31.01.2012 в 07:54 | ответить0
Все эти кампании возникают из ложно понимаемого чувства собственного достоинства и недостатка креатива. Соседу дали звание — и мне надо такое же! А вот найти и раскрутить отличие от соседа — не хватает креатива. В СССР с этим и то лучше было, города старались отличиться только своими достоинствами, а не встать в общий ряд. Иваново — город первого совета, Ленинград — колыбель революции, Сочи — всесоюзная здравница, Кубань — всесоюзная житница. Пусть это иногда было наивно, но зато не повторялось. А теперь — все города Золотого кольца называют себя жемчужинами Золотого кольца, других этитетов, конечно, придумать невозможно. Все города на больших реках называют себя жемчужинами на — на Волге, на Оке, на Днепре, на Дону. Да «звание» «Иваново — город невест» в тысячу раз креативнее, ярче и узнаваемее, чем Город воинской славы. А у Ярославля уже есть своя фишка, которую никто не повторит — родина русского театра. Вот надо что раскручивать!
Гость | 31.01.2012 в 09:02 | ответить0
Логика историков выглядит примерно так: ярославские воины (т.е. — уроженцы Ярославля) участвовали в битве на Куликовом поле, в морских сражениях при Гангуте и Корфу, освобождали Болгарию от турок, брали Париж в 1813-м, брали Берлин в 1945-м. Да в любом заметном сражении участвовал хоть один ярославец. Вот поэтому Ярославль — город воинской славы. Смешно, не правда ли, смешно, смешно, и вам смешно, и даже мне…