Кроме познавательного интереса краеведение формирует и укрепляет любовь к своему краю, к своему Отечеству. У каждого из нас своё понятие Отечества. Пушкин считал: «Отечество мне – Царское Село». А кому-то – Карабиха или Ярославль. Многим же границы Отечества мне представляются территориально шире, чем границы области, даже вместе с древним Ростово-Суздальским княжеством. Ведь нынешние территории нашей и соседних областей исторически входили в разные административные образования. Здесь были Угличское, Галичское, Владимирское, Ростовское и Ярославское княжества. Ростовская епархия распространяла свою власть до Белозерска и Великого Устюга.
За последнее столетие административная карта области несколько раз кардинально менялась. Трудно коротко всё перечислить, но достаточно вспомнить лишь такие факты: до 1944 года Костромская область входила в состав Ярославской, а Переславль до 1936 года относился к Владимирской области. Таким образом, вблизи сегодняшних ярославских границ всё сильно перемешано. И всегда происходила и происходит некая диффузия людей из одного края в другой. Для окраин области географически, да и чисто по человечески, порою ближе территории и города других регионов, чем своих. Кроме этого у всех нас очень сильно переплетены родственные связи. Так, моя жена родилась в Иванове, родственники живут в Костроме, а некоторые из друзей и хороших знакомых выходцы из Тверской, Владимирской и Вологодской областей.
Чтобы лучше понять, что же из самого примечательного окружает нас в ближайших к нам областях, что нас как-то связывает, давайте мысленно совершим экскурс в достаточно недалёкие места, которые легко можно посетить в течение одного дня. Для этого нужно будет просто сесть в автомобиль и тронуться в путь.
Для начала можно отправиться во Владимирскую область, в Александров, старинную Александрову слободу. Это сам по себе интересный город с его церквями и Успенским монастырём XVI века. Сегодня здесь находятся действующий женский монастырь и исторический музей, в котором всё пронизано эпохой царя Ивана Грозного. Александровская слобода 17 лет являлась столицей учреждённой царём опритчины, и отсюда осуществлялось управление государством. Сам Иван Грозный неоднократно посещал ярославские города, где много мест связаны с его именем, а Никитский монастырь в Переславле являлся его запасной резиденцией.
Переславская земля, её история теснейшим образом соприкасаются с Владимирским краем. Это предопределили владимирские князья: основатель города Юрий Долгорукий и Александр Невский, родившийся здесь. Именно в Переславле, как и в селе Кидекша, что под Суздалем, одновременно были построены самые древние белокаменные храмы на северо-востоке Руси. Переславский край географически находится на краю Владимирского ополья, протянувшегося до Суздаля – удивительного природного образования с его чернозёмами и безлесым пространством. Земли там настолько необычные для нас, что когда вы пересечёте границу областей, то вам тут и там бросятся в глаза сочные кукурузные поля, и вы невольно подумаете, что попали в шестидесятые годы – в хрущёвские времена.
По-видимому, важным в древние времена являлось то, что вблизи Переславля берёт своё начало река Нерль, которая водным путём связывала переславские и владимирские земли. Это на берегу и нашей реки стоит знаменитая церковь Покрова на Нерли вблизи села Боголюбова. В течение одного дня возможно посетить и сказочный Суздаль, и удивительное Боголюбово с его древней историей и архитектурой XII века.
А рядом с границей нашей области, в каких-то двадцати километрах, стоит село Сима, где скончался и был похоронен герой Отечественной войны 1812 года князь Пётр Иванович Багратион, командующий 7-й армией в Бородинском сражении. В селе сохранилась парковая усадьба с флигелем, где лечился от ран Багратион и где у него не выдержало сердце от известия, которое от него скрывали, что сдали врагу Москву. Многие годы в усадьбе располагался музей, который теперь переведён в город Юрьев-Польский, что в двадцати минутах езды от Симы. Подлинные вещи князя, предметы той поры и документы вызывают большой интерес и оставляют незабываемое впечатление от этой экспозиции. Кстати вспомним, что в Ярославле скончался от ран другой герой Бородина – генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков.
В Юрьеве-Польском сохранился поразительной красоты Георгиевский собор, последний храм, построенный до монгольского нашествия, после которого строительство церквей на двести лет прекратилось. Георгиевский собор – это неповторимый образец декоративного белокаменного искусства русских мастеров.
Теперь давайте посетим в Тверской области город Калязин, что в шестидесяти километрах от Углича. Этот старинный город располагается на Волге в месте впадения в неё реки Жабни, истоки которой находятся в угличских лесах. Его едва не постигла судьба города Мологи, когда водами Угличского водохранилища он был наполовину затоплен. Сегодня некоторые его улицы противоестественно обрываются у самого уреза воды, а сам город разрезан на части разлившейся Жабней. Город понёс большие утраты памятников русского зодчества, среди которых знаменитый Троицкий монастырь с пятью храмами, где побывали все русские цари и императоры, начиная с Ивана Грозного. Символом города и памятником ушедшему под воду городу стала знаменитая калязинская многоярусная колокольня Никольского собора, белоснежным монументом встающая из вод в ста метрах от берега.
Вблизи Калязина расположен ещё один старинный городок – Кашин, который непременно нужно посетить, чтобы полюбоваться прямыми улицами, спускающимися с холмов, взглянуть на его гармоничный архитектурный облик, удивиться грандиозности городского собора и подойти в одном из храмов к необыкновенной, чудотворной иконе святой Анны Кашинской.
Когда рассматриваешь архитектуру старинных тверских церквей, замечаешь в ней схожесть с ярославскими строительными традициями. Особенно это поразительно ощущается в далёком Валдайском Иверском монастыре, возведённом патриархом Никоном, и, кажется, не без участия ярославских зодчих.
Теперь можно представить себе, что же интересного ждёт нас в Ивановской области. Город Иваново, самый молодой из областных центров, находится от Ярославля всего в ста километрах. Ещё недавно это была ткацкая и ситцевая столица страны, где славились Большая Ивановская мануфактура и современный камвольный комбинат. Сейчас их слава померкла, но город всё равно представляет интерес для туриста.
Если отправиться дальше, то через полтора часа вы окажетесь в Кинешме, старинном городе на Волге, который длительное время был подчинён Костроме. В городе прекрасно сохранился центр с его торговой площадью, где для того, чтобы окунуться в прошлое, не хватает только конских экипажей. В Кинешме богатая история, её не обходили стороной последние императоры. В одном из храмов стоит трон, на котором восседал Александр II. Город живёт полноценной культурной жизнью – в нём имеются театр, музеи, выставки. Удивляет ширина реки Волги, о которой один иностранный турист восторженно сказал: «Да это просто Гибралтар». Из города виден очень красивый двухкилометровый мост, перекинутый через реку, построенный ярославским «Мостоотрядом № 6», как прообраз нового ярославского моста.
Неплохо специально отправиться и в ивановский Плёс, который у большинства из нас ассоциируется с именем Левитана. Два с половиной часа в пути – и вы с Соборной горы любуетесь незабываемыми видами этого маленького городка с его крутыми улочками, левитановской часовней и захватывающими дух видами окрестностей. Спустившись с горы, вы окажетесь на живописной набережной, проложенной у самой воды. Городок вам может показаться давно знакомым, так как все его уголки многократно изображены на картинах ярославских художников.
Далее можно отправиться на север. По хорошей автомагистрали едем в Вологду, до которой расстояние меньше, чем до нашего райцентра Брейтово – всего около двухсот километров. По пути можно заглянуть в старинный город Грязовец, сформировавшийся вокруг одной очень длинной улицы и не похожий ни на один из ярославских городков. А Вологда – это прежде всего по-настоящему первый северный город. Она встретит вас и поразит необыкновенным распевным говором её жителей, величественным Софийским собором, построенным по велению Ивана Грозного, похожим на ростовский Успенский собор. Софийский собор был расписан бригадой ярославских иконописцев во главе с Дмитрием Плехановым. Украшают город современные и замечательные памятники поэтам Константину Батюшкову и Николаю Рубцову. Не сможем мы обойти стороной домик Петра I и не посетить гордость вологжан – Прилуцкий монастырь, основанный переславским монахом Дмитрием Прилуцким в XIV веке.
И всё же теснее всего Ярославль соприкасается с Костромской областью. Нас связывают Волга и общая история. Ближе всего к нам расположилась древняя Нерехта, на полпути между Ярославлем и Костромой. С давних пор ощущалось взаимное влияние друг на друга наших городов в сферах архитектуры, иконописи, торговли. В детстве Пётр I три года жил в Нерехте, где позднее по его указу была воздвигнута Казанская церковь, которая стала первым памятником в честь победы в Полтавской битве. Другим храмом, сооружённым в честь этой победы, стала церковь Рождества Богородицы в ярославском селе Великом.
Давайте вспомним, что наше Некрасовское, со старым названием Большие Соли, как центр ремёсел, иконописи и солеварения, ранее входило в Костромскую губернию. Когда в 1929 году была расформирована Костромская область и поделена между Ярославской и Ивановской областями, то часть произведений искусства костромской школы иконописи попала в ярославские музеи. С тех пор некоторые считают, что славу ярославской иконописи XVII века принесли во многом костромские иконы.
Город Кострома живописно расположился на высоких волжских берегах, и, без сомнения, большинству из нас хорошо известен. Тем не менее каждый раз, приезжая в Кострому, открываешь для себя новые интересные места. Можно вспомнить, что церковь Ильи Пророка в Ярославле и Успенский собор в Ростове расписали костромские иконописцы из артели Гурия Никитина. А Николай Алексеевич Некрасов воспел и костромской низменный край, где он охотился. Сказочный дед Мазай из Малых Вежей – мудрый и добрый костромской мужик: «...за сорок вёрст в Кострому прямиком сбегать лесами ему нипочём». Сегодня Кострома и Ярославль не могут поделить между собой деда Мазая, и этот бренд раскручивают в обеих областях.
В пределах досягаемости одного дня, в 130 километрах от Костромы, расположился древний Галич. По дороге туда встретится маленький Судиславль, затем, любуясь красотами природы, вы вдруг с удивлением увидите возвышенности, образующие подобия хребтов. Трудно поверить, но это самые первые отроги далёких Уральских гор. И вот перед вами бывшая столица Галичского княжества, растянувшаяся узкой полоской вдоль огромного озера с прозрачной, бирюзового оттенка водой. Как и везде, монастыри и храмы придают характерный облик городу и хранят историческую память о прошлом. Когда вы взберётесь на кручи Балчуга – необыкновенного природного образования, в прошлом приспособленного под оборонительное сооружение – у вас захватит дух от величественной картины, открывшейся с высоты. Вы увидите далеко внизу слегка проглядывающие сквозь деревья строения города, а дальше раскинется Галичское озеро, своей синью заполнившее всё до самого горизонта. Полоса лесов, окаймляющая озеро, придаёт этой картине вид нетронутого веками, первобытного, былинного пейзажа. Галич, как и наш Ростов, возник в потайном месте на берегу озера, под защитой лесов, соединяясь водным путём с Волгой рекой Костромой и Вексой, протокой, вытекающей из озера.
Если у вас будет время и желание, можно проехать дальше в Солигалич через Чухлому, которая славится необычайным чухломским карасём. Солигалич – красивый, в основном деревянный городок, похожий на наш Любим. Это из Солигалича в XIX веке в Ярославль было переведено женское духовное училище, которое располагалось в теперешнем здании управления Северной железной дороги. Город гордится своим выдающимся мореплавателем Невельским, как мы – флотоводцем Фёдором Ушаковым. Огромной заслугой Невельского является присоединение к России восточных островов и побережий. И родовые корни поэта М. Ю. Лемонтова прослеживаются в этом провинциальном городке.
...Мы мысленно совершили короткие путешествия в ближайшие к нам исторические места других областей, достопримечательности которых слегка обозначили. Малой родиной может быть и город, где родился, и деревня с её окрестностями, а Отечество для нас – гораздо более широкое понятие, уходящее вглубь нашей истории, туда, где корни наших предков. Мы видим, какие привлекательные сокровища культуры и тысячелетней истории окружают нас. Без сомнения, жителям Ярославской области в этом смысле повезло больше других. Думается, что и задача краеведения – не ограничиваться рамками административных границ того края, той области, которая в данный конкретный момент стала объектом изучения. Всегда необходимо смотреть на объект исследования шире и видеть его связь со всем окружающим. В буквальном смысле!