Новая ярославская столичность весьма многогранна. Вот недавно у нас состоялись такие разные форумы, как туристический и инновационный. Диапазон российского и международного значения Ярославля расширяется и обогащается. Стоит отметить, что весьма серьёзной представляется массовость таких форумов. Радостно, что на форум «Инновации. Бизнес. Образование-2011» было предложено более двухсот выступлений. Значительным явлением стал и сентябрьский политический форум «Ярославская инициатива».
Благодаря реальности ярославских форумов здешние высшие учебные заведения получили большие возможности самопродвижения, активного участия в работе максимально авторитетных международных дискуссионных площадок и своей активной творческой практики на таком благодатно высоком уровне. (Каждый ли областной научный или образовательный центр имеет такую возможность?) Но таковые возможности получают не только ярославская наука, а и наиболее активные и предприимчивые муниципальные образования.
Ярославский инновационный форум особо подчёркивал мысль, что именно инновации и отличают лидеров от пользователей. Мышкин долго был лидером в туристических инновациях... И этот «накат» всё ещё действует. И хотя сегодня мы не предлагаем ничего принципиально нового, но наш авторитет в туристическом продвижении по-прежнему значителен. Значителен настолько, что именно нам было предоставлено право участвовать в международном форуме. Это – честь, и это – признание.
Инновационный форум подчёркивал свои главные вехи – проактивность, клиентоориентированность, системность управления в условиях многообразия. Губернатор нашей области С. А. Вахруков отмечал, что очень важно не просто «идти в кильватере движения», а стремиться занять место флагмана, умело и точно прогнозировать развитие событий с целью повышения качества жизни. «Клиентоориентированность – это стремление максимально удовлетворить интересы граждан».
Как это касается Мышкина, представленного на форуме выступлением главы района А. Г. Курицина? Сегодня мы можем с определённым удовлетворением полагать, что Мышкину много лет была свойственна высокая проактивность, наш город, а вслед за ним и некоторые сельские места района, уверенно лидировали как в использовании для туризма нематериальных ценностей, так и в перепрофилировании трудовых занятий населения. И в этом мы были качественно новы и сперва даже необычны. В тот период мы едва ли не единственными в России смогли открыть для туризма новые возможности и подходы.
Затем большими трудами руководства района мы смогли сделать и гораздо больше – успешно решать вопросы клиентоориентированности. На этом пути удалось сделать очень многое – построены гостиницы, кафе и рестораны, усовершенствована местная торговля, повышен уровень обслуживания, привлечены инвесторы. Причём многое было сделано отнюдь не участием какой-либо мощной столичной корпорации (как в Переславле-Залесском), а чисто местными своими невеликими силами. Здесь Мышкин может и должен быть примером для всех малых муниципальных районов России. Тут впору вспомнить стопроцентно верный отзыв о Мышкине профессора Позднякова, прозвучавший на форуме: «Мышкин – это культурный шок для России. Мы со студентами изучаем этот случай. Другого подобного примера в России нет». Хочется отметить, что в Мышкине достаточно успешны деловые созидательные связи администрации района с местным предпринимательством, и они дают ощутимые результаты.
Но вернёмся к туристическому форуму в целом и отметим, что его массовость была скромнее, нежели у инвестиционного, а порой и смущала немноголюдием. В чём причина? На наш взгляд, в том, что Россия – это аутсайдер туризма. И цифра, оглашённая на форуме, это убедительно подтверждает (если Франция имеет каждый год до 80 миллионов гостей, то Россия – лишь два миллиона). Причины нашей туристической слабости хорошо известны, и на форуме они отмечались (это и удручающее однообразие турпродукта, и плохая организация досуга, и нехватка доступного жилья, и многое другое). Но нам будет уместней обратиться не к российскому туризму в целом, а к конкретному случаю – например, к, казалось бы, вполне преуспевающему Мышкину.
Мышкин одним из первых заметил и оценил те драматические перемены, которые ждали наши города в конце XX – начале XXI века и попытался миновать эту историческую полосу с наименьшими потерями. И не только уцелеть, но и продвинуться, и стать известным. То есть мы искали источник своей силы в... своих слабостях и в своей местной специфике. Сперва над нами немало смеялись, что мы пытаемся «сделать что-то из ничего», но в результате работа была выполнена, и Мышкин стал одним из признанных центров туризма.
Мышкин, а особо малые селения Мартыново и Учма, использовали не только свои скромные культурные ценности, а и включили ресурс воображения и на этой принципиально новой базе создали свой качественно новый туристический продукт. То есть наши тогдашние инновации в большинстве случаев доказали своё право на существование и при реализации дали ощутимый результат. И приём сегодняшних 150 тысяч гостей в год – это самое реальное доказательство того, что туризм не только может стать, но и стал одним из направлений нашего хозяйства.
Сегодня Мышкин обладает ещё одним уникальным достоинством. Он по праву стал креативным городом. Креативность – это научное определение системных творческих усилий, помноженных на действия индустрии средств массовой информации. Мы одни из немногих малых городов достигли состояния подлинной креативности и не останавливаемся на достигнутом, а непрерывно наращиваем разнообразие находок, услуг, предложений. К сожалению, делается это недостаточно быстро, недостаточно эффективно, весьма сказывается недостаток средств на развитие. Но здесь важна уже непрерывность нашего движения. Уместно вновь припомнить Конфуция, говорившего, что не столь важна скорость движения к поставленной цели, сколь постоянство этого движения. В своём движении мы постоянны.
Наверно, ещё одной ценностью нашей работы остаётся твёрдое желание видеть спектр туристических возможностей максимально широко (не замыкаясь лишь в перечне церквей и особняков). В этом Мышкин остаётся верен себе, он всегда готов «делать что-то из ничего». Но не следует думать, что у нас всё хорошо. Увы, это не так, и недостатки как в предлагаемом нами турпродукте, так и в самой организации дальнейшего «наступления» очень велики. И мы должны их отчётливо видеть и признавать. Коснёмся самых очевидных.
Заполнение наших гостиниц в буднее время недостаточно. Почему? Потому что Мышкин на вечернее время не может предложить гостям ничего, кроме ресторанного времяпрепровождения. Вечерний досуг для приезжающих в Мышкин просто отсутствует. Мы понимаем, что организовать его нелегко, но если постоянное заполнение гостиниц желательно, то о нём нужно думать. Другой причиной «незагрузки» наших гостиниц является бедность турпродукта за пределами самого города Мышкина, там мы имеем лишь Мартыново и Учму. А если помнить, что Учма по погодным причинам не всегда удобно досягаема, то всё сельское туристическое продолжение знакомства с нашим краем ограничивается одним лишь Мартыновом.
Важным недостатком приволжского города является отсутствие большого и удобного пляжа. Заволжское купание «на песках» очень привлекательно и приятно, но не всегда удобно и по времени, и по волжской погоде (при сильных ветрах и вовсе недосягаемо, разве что через Углич!). Напомним, что хороших пляжей нет ни в Угличе, ни в Рыбинске, ни в Тутаеве, и если бы мы его обрели, то стали бы выгодно отличаться от соседей. И стали бы много привлекательней. И в целом услуги по отдыху на воде в Мышкине совсем бедны и крайне малочисленны. Располагая целой Волгой, мы слишком мало берём от неё.
У нас не вполне хорошо с кадрами для туризма. Общеизвестно, что и в заволжские пансионаты, и в комплекс «Саммит» немалую часть работников приходится возить из соседних городов, например, из Рыбинска. А это и накладно, и неудобно, да и Мышкину невыгодно (рабочие места оказываются нашими земляками невостребованными). Здесь тоже нужна серьёзная работа как по линии подготовки кадров, так и по линии адаптирования населения к новым трудовым предложениям.
Мы очень слабо заявляем о себе по направлению самого престижного и экономически выгодного туризма – конгрессионного. Удачно проведя три крупных конгрессионных мероприятия, мы фактически не делаем шагов к поиску успешного продолжения дела, к поиску партнёров. То есть с нашей стороны почти нет активного предложения своих услуг.
В Мышкине слабо решается вопрос с местами стоянок туристического транспорта. Взаимные обиды и неудовольствия службы ГИБДД и наших гостей едва не ежедневны. И это очень плохо влияет на представления туристов о Мышкине. И что печально, положение с годами практически не улучшается, и туристические фирмы, сотрудничающие с нами, это хорошо знают. В этом вопросе по сравнению с Угличем и даже с Калязином мы просто убоги. А возможности для улучшения положения в Мышкине есть.
Два последних года показали, что в летний период имеющаяся сеть предприятий общественного питания не справляется с потоком гостей. И есть ясно ощутимый социальный заказ приезжих на самые простые, быстро работающие кафе, где можно получить хоть кофе и пирожки, хоть очень простой обед. Люди снова начинают уезжать обедать в... Углич.
У нас совершенно не стало местных вкусностей. Соседи этот вопрос решают гораздо лучше, там есть местные пряники, печенье, сласти, минеральные воды и крепкие напитки. А что есть у нас? (У нас сейчас даже мышкинского хлеба нет!) По этому направлению мы имеем громадный недобор предложений и... громадный недобор денег.
Но самая главная неблагополучность мышкинского туризма в том, что у нас давно уже нет муниципальной руководящей и координирующей структуры, занимающейся туристическими делами. Отдел по туризму закрыт давно, и его отсутствие сказывается самым неблагодатным образом во многом, начиная от недостатка специальной информации, кончая отсутствием согласованности действий. Все наши организации, действующие в туризме, от муниципальных до некоммерческих, действуют старательно и активно, но сегодня это действие не сжатым кулаком, а растопыренными пальцами. Мы имеем определённые успехи, но эти успехи гораздо меньше тех, что можно бы иметь при хорошей скоординированности действий. Нужно помнить, что туризм при всей его демократичности и самостоятельности тем не менее является управляемой отраслью хозяйства и в единой координированности остро нуждается.
Какой вывод следует сделать из всего сказанного? Он таков: Мышкин действительно совершил прорыв в туристической индустрии, предложив, разработав и успешно освоив несколько новых направлений и методов в этой работе. Но успокаиваться на этом нет оснований. Как видим, нерешённых вопросов очень много, и если наш город желает успешно продвигаться дальше и по-прежнему быть «культурным шоком для России», то все эти вопросы нужно решить.
...Мы привели пример Мышкина, проследив как успехи, так и недостатки отдельно взятого города в своей скромной индустрии туризма. Думается, что и все эти успехи, и особенно все эти недостатки в той или иной мере свойственны и другим туристическим центрам Ярославии, и мир до тех пор не испытает от работы всех нас приятного «культурного шока», пока мы эти недоработки не устраним.