Любой человек, обладающий мало-мальской логикой, задастся вопросом: почему автобус (троллейбус) останавливается в одном месте, а спуск к входу в автовокзал – прекрасная лестница, оборудованная пандусом, – находится через тридцать метров, за газоном? Законопослушные граждане преодолевают это расстояние с тяжёлой поклажей и спускаются к входу цивилизованно. Остальные – где вышли из автобуса, там и спускаются. То есть прямо по газону, держась для равновесия за юные, только посаженные деревца. Зимой – практически съезжая на пятой точке по накатанной тропке.
А что делать? У кого хватит силы делать крюк с тяжёлыми баулами в руках? Какая-то мания у проектировщиков разбивать газоны на пути граждан к магазинам, домам, учреждениям. В данном случае к автовокзалу. Наверное, манию эту объяснить несложно: каждый газон – это строчка в смете.
Автовокзал не так давно был принят в эксплуатацию. Были потрачены немалые деньги из бюджета на проект, на само строительство остановочного комплекса, на оформление мостовой. И всё было добротное, красивое, удобное для ярославцев и гостей города. Зачем было всё это ломать? А главное – зачем переносить остановку на тридцать метров от лестниц и пандуса?
С остановкой напротив автовокзала – та же проблема. Люди ожидают транспорта на голом асфальте. Никакого укрытия, ни скамеек. Но остановочный комплекс есть. Просто он в двух десятках метров от того места, где останавливается транспорт. Очень бы хотелось заглянуть в глаза сотрудников проектного института, которые придумали такое. Увы, не заглянуть – институт далековато, в Тюмени.
Тогда вопрос: а что же те, кто принимал Московский проспект после реконструкции? Как они приняли такие странные остановочные комплексы?
Отдельный вопрос – надземный переход. Если раньше народ с сумками, набитыми деревенскими гостинцами, просто пересекал перекрёсток от автовокзала, сейчас с поклажей нужно подниматься по ступенькам, идти по переходу, а потом спускаться. Лифт, как там написано, работает лишь для пожилых и инвалидов. Да и ждать его долго. Ещё одна тема для разговора – грязь в переходах. Люди жалуются и спрашивают: кто же должен там заниматься уборкой?
С трудом удалось найти тех, кто мог ответить хотя бы на часть наших вопросов по поводу таких неудобств для простых людей, перемещающихся на общественном транспорте, а не на личном авто.
Для начала мы обратились в государственную инспекцию строительного надзора. Её начальник, главный государственный инспектор Сергей Николаев, выслушав, ответил: проспект ещё не сдан строителями. Во всяком случае инспекция ещё его не принимала.
А вот помощник директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Алексей Яковлев сообщил: проспект почти весь принят... Узнав от нас о проблеме с остановками и неудобствами граждан в связи со странным их расположением, Алексей Анатольевич посоветовал обратиться в агентство по муниципальному заказу ЖКХ
г. Ярославля.
Так мы и сделали. Но попутно позвонили ещё и в городское управление транспорта, связи и организации дорожной инфраструктуры. Увы, несмотря на такое вроде подходящее название – «дорожная инфраструктура», – остановки, по крайней мере, у автовокзала, не в их компетенции.
В управлении благоустройства, в отделе дорожно-мостового хозяйства ДГХ мэрии Ярославля нам немного прояснили ситуацию. Во всём виноват пресловутый 94-й федеральный закон – об организации и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, оказании услуг. Любая организация, хоть с Чукотки, может участвовать в конкурсе и выиграть его. В нашем случае таковым оказался проектный институт в Тюмени. Им, тюменцам, вероятно, всё равно: где остановка, а где лестница, где «карман» для заезда автобуса, а где остановочный комплекс.
Начальник отдела дорожно-мостового хозяйства Наталья Климчук пояснила: проект прошёл государственную экспертизу, согласование с различными ведомствами, в частности с УГИБДД по Ярославской области. Да, посетовала Наталья Николаевна, нормативы зачастую идут вразрез с удобствами для граждан. Но, конечно, если бы проектная организация была не чужая, они бы помимо нормативов вложили в проект душу.
Правда, хотелось заметить Наталье Климчук, и УГИБДД нам вроде не чужое... Но в качестве оптимистического хеппи-энда для нас мы дозвонились до агентства по муниципальному заказу. Заместителю директора Александру Сиденко ситуация известна:
– Проблему мы знаем. Она в стадии решения. Но всё зависит от финансового обеспечения. Остановочные комплексы собираемся сделать такие же, как на остановке «Большая Фёдоровская». Но с деньгами сейчас тяжело. Возможно, вопрос решится за счёт спонсора.
Александр Дмитриевич пояснил: речь идёт об одном из ярославских банков – там пожелали установить банкоматы на остановках у автовокзала.
С нашей же, обывательской точки зрения, есть простое, не требующее больших денег, решение: подогнать тяжёлую технику и просто подвинуть остановки к заездным «карманам». Но властям виднее.