Птичку, конечно, жалко. Но ведь и мы с соседом как рядовые потребители электричества пострадали: пришлось пропустить любимую передачу «Поле чудес», скисло молоко в холодильнике... Словом, отсутствие электричества ощутимо повлияло на качество нашей жизни.
Впрочем, существует, оказывается, и такое понятие, как качество самой электроэнергии, которая, кстати, является в современном цивилизованном мире одним из самых востребованных видов продукции. И, соответственно, обладает рядом свойств, которые должны удовлетворять требованиям потребителей. Госстандарт относит к таким свойствам напряжение, частоту и другие параметры качества электроэнергии. Отклонение от этих параметров может привести к выходу из строя бытовых электроприборов и к другим серьезным последствиям. Чтобы этого не происходило, необходимо обеспечивать гарантии качества электроэнергии, то есть она должна сертифицироваться в соответствии с законодательными актами РФ в области прав потребителей, технического регулирования и электроэнергетики.
Сертификация – это не просто симпатичный ярлычок с благозвучным названием. С точки зрения конечного потребителя, это своего рода знак качества товара, который ему поставляется. В данном случае энергетиками.
Любая подстанция – это исходная точка, откуда направляется электроэнергия ее получателям на местах: хлебозаводам, школам, сельхозпредприятиям и т. д.
На одной такой подстанции (кстати, сертифицированной) – «Брагино», где производятся прием, передача и распределение электроэнергии, мы и побывали на днях. Инженер службы релейной защиты и автоматики Ярославских электросетей Дмитрий Васильев показал нам прибор, с помощью которого определяется качество электроэнергии, – ППКЭ150. На наших глазах Дмитрий подключил компактную коробочку к распределительному щиту и пояснил:
– Этот прибор после замеров создает так называемый протокол качества, в котором отражено качество электроэнергии в процентах.
– Дмитрий, если прибор этот показал, что на подстанции качество электроэнергии оптимальное, значит ли это, что и у потребителя оно будет таким же?
– В идеале так оно и должно быть, однако на качество электроэнергии могут влиять такие факторы, как потери в линиях, несанкционированное подключение электродвигателей, самодельных обогревателей, что может внести коррективы в параметры. В принципе можно выявить недобросовестного потребителя, чтобы не страдали остальные, ведь основная задача энергетиков – донести до всех покупателей свой товар в лучшем виде. Для того чтобы определить объективное состояние «электротовара» в проводах, необходимо сделать анализ в трех точках – на самой подстанции, у ближнего и дальнего потребителя.
– Кто кроме вас участвует в процессе улучшения качества электроэнергии?
– Есть такая научнопроизводственная компания – «Энергоэффект». Она работает по договору с «Ярэнерго». Эта организация делает многочисленные замеры. Результаты исследований поступают в ОДС. В свою очередь, диспетчерская служба в случае необходимости принимает решение о назначении корректирующих мероприятий.
– Что входит в это понятие?
– Ну, скажем, техническое освидетельствование оборудования, развитие мощностей, что достигается реконструкцией или заменой подстанций на новые, формирование однолинейных схем и так далее.
После проведения этих мероприятий следует перепроверка с использованием приборов – того же ППКЭ150, в котором может сохраняться до 15 суточных протоколов качества. Полученные методом специализированных измерений значения показателей качества электроэнергии сопоставляют с допустимыми параметрами, обозначенными в регламентах, стандартах. То есть если товар стал качественным, значит, мероприятия помогли.
Для улучшения качества электроэнергии ОАО «Ярэнерго» выполняет работы по ее сертификации по графику, согласованному с управлением по надзору в электроэнергетике по Ярославской области. Нынче в апреле было сертифицировано три центра питания, к августу еще девять и к ноябрю 38. Через эту процедуру с честью прошли подстанции «Вахрушево», «Вощажниково», «Левобережье», «Луговая», «Обнора», «Тихменево», «Урожай» и присоединенные к ним распределительные линии и трансформаторные подстанции. Таким образом, получено 50 сертификатов.
– Сертифицировано качество электроэнергии еще 18 центров питания, в том числе это коснулось подстанций «Моделово2», «Ватолино», «Техникум», и в ближайшие дни мы получим соответствующие сертификаты, – сказал инженер центра управления сетями «Ярэнерго» Юрий Лозиняк.
Чтобы представить себе объем работы по сертифицированию, достаточно познакомиться с такими цифрами. Всего в «Ярэнерго» имеется 60 подстанций с напряжением 110 киловольт, 96 – с напряжением 35 кВ, а также трансформаторных пунктов 610/04 кВ более шести тысяч. Протяженность линий электропередачи – почти 27000 километров. Для справки: по окончании очередного этапа будет подтверждено качество электроэнергии 77 центров питания. А всего в этом году задумано сертифицировать 113 центров питания, при этом затраты на проведение этой колоссальной работы составят 19,6 млн. рублей. 21 миллион из средств ОАО «Ярэнерго» будет потрачен в следующем году, что позволит сертифицировать еще 127 центров питания.
А это значит, что качество электроэнергии, поступающей потребителям, будет поддерживаться на более высоком уровне.