В копилке Галины, как выражаются спортивные комментаторы, – одни золотые медали за победы в состязаниях по армрестлингу и дартсу. Недавно она приехала в составе команды Некрасовского района на спартакиаду в Тутаев, и в спортзале к ней обратился какойто мужчина, видимо тренер, с явным разочарованием:
– Вы приехали?! А мы надеялись хоть чтото занять...
Но было время, и не так уж давно – в 1998 году, когда Галине пришлось ой как туго. Ей предстояла операция на щитовидке в областной онкологии. После нее оказалась в реанимации, пережив клиническую смерть.
– Я летела в какомто сером туннеле. Голос неведомо откуда повторял: «Ищи своих родственников здесь». И вдруг впереди появился какойто слабый свет. Он ускользал, я изо всех сил начала стремиться к нему. И мне это удалось!
Галина проснулась после операции и не смогла произнести ни слова. Вспоминает:
– Очнулась без голоса. Врачи потом направили меня в Соловьевку убрать голосовые связки. Не потребуются будто...
Оказалось, вырезали вместе со щитовидкой еще какуюто железу, и Галина была обречена на немоту. Но, слава богу, как она сама не раз потом повторяла, мир не без добрых людей. Благодарна по сей день доктору Александру Украинцеву в Ярославле. А то ведь коекто и крест на ней поставил, не верил, что выпутается. Но на помощь пришли многочисленная родня, разбросанная по всей России, и друзья. Договорились о ее лечении в Боткинской больнице в Москве. Собрали средства. Правда, московские врачи, узнав историю своей пациентки, таких уж огромных денег не взяли.
Женщина перенесла двадцать операций. Связки не пришлось удалять – голос частично сохранился. Но теперь ей постоянно нужно принимать препараты, содержащие кальций, потому как железа, что ей удалили вместе со щитовидкой, производила это необходимое для организма вещество. Препараты очень дорогие. Суммы доходят до восьмидесяти тысяч рублей – у нее самая большая доза в области. А что делать? Нет кальция – состояние ухудшается. Тогда не было 122го закона – и в доме продали все ценное, чтобы бороться с болезнью. Нынче Галина получает лекарства бесплатно. Правда, тут не без изъяна:
– По первости все было хорошо, а потом не стало в аптеке того лекарства. В аптеке говорят, что компанияпоставщик не дает его. В обществе инвалидов посоветовали: «Съездила б сама в эту компанию...» Да чтото стеснительно нашей героине ехать в Ярославль. Может, тяжело. Мы сами с трудом добрались до Никольского. Показалось: у черта оно на куличиках... На рейсовых автобусах с пересадками целый день потратишь, наверное. Да и где в большом городе искать ту фирму – поставщика лекарств? Это сколько простому человеку нужно обойти чиновников, сколько на себе усмешек испытать. Не любит этого Галина. Уже намучилась сколько изза установки телефона! Чудайкин, глава района, недавно звонит:
– Чего не беспокоишь, Галя?
А чего беспокоить, если десять лет тянется история. Александр Матвеевич вроде на ее стороне, даже до ругани со связистами доходит, а толку чуть. При ней раз даже грубым словом по телефону начальника некрасовских связистов обозвал, ну и что? Тот как в насмешку пальцем о палец не ударил. А дело в том, что переехала двенадцать лет назад Галина с одного конца улицы на другой – в новый дом. Номер отняли. Дали ветерану войны. Пообещали: как только появится свободный – ей дадут. Умер тот ветеран. Появился, стало быть, номер. Поманили надеждой, позвонили: будь дома, приедут устанавливать телефон. И вдруг опять не ей отдали. Сказали: ветеранам войны. Что ж, подумала Галина, они заслужили, дань им нужно отдавать. Смирилась, а потом узнала: номерокто дали такому же инвалиду, как она. Вот почему, когда Чудайкин позвонил, уже без энтузиазма отнеслась к этому наша героиня.
А телефон нужен. Ведь она взяла на себя общественную работу – местную организацию инвалидов. В районе о ней говорят: энергичная и очень ответственная. Если не знать о ее недуге – и не подумаешь. Галина старается помогать больным людям. Здесь, в Никольском, они в каждом втором доме, 23 человека. И не только пожилые, но и молодые. И даже совсем маленькие дети. Для многих из них простое чаепитие или выезд в Ярославль на те же соревнования – такая радость общения! Вот и приходится много звонить по мобильному – ради людей, да и по своей нужде в аптеку названивать.
До постановки на группу Галина работала воспитателем в детском саду. Как все, держала хозяйство – корову, поросят. Детям двоим нужно же молочко, мясо. Да и на продажу чтото шло. Оттого и руки сильные – доила, ведер немало перетаскала. Сейчас Оля, дочка, учится на филолога в Ярославле, вроде хотела на педпрактику в родную школу приехать. Сын Миша – в автомеханическом техникуме. В огороде стоят два остова от автомобилей. Это он ковыряется. Ему и машиненку старую купили – чтобы на права сдал. Парень трудолюбивый: учится, а вечером подрабатывает – охраняет чтото. Детьми Коротковы довольны.
Поначалу не хотела Галя на инвалидность становиться – «в такие годы на лучшее настраиваешься». Но болезнь брала свое. Как хорошо, что рядом такой человек, как муж, Александр Михайлович. Признается:
– Таких мужей нет ни у кого. Он уж, грубо говоря, без порток останется, но все – мне и детям! Было – работал вахтовым методом. Две недели в Ярославле – он водитель. А две недели, по возвращении, здесь, в колхозе. Не знал ни отпусков, ни выходных. Не пьет, не курит. Добрый, отзывчивый человек. Мне все врачи в больницах – от Бурмакина до Москвы – его хвалили. Я и за детей спокойна: они видят наши отношения с мужем, и я верю, что у них так же потом будет!
«Мир не без добрых людей» – это не единожды повторила Галя. Благодаря таким людям в Некрасовском обществе инвалидов она, как говорит, развеялась. И даже жить стала подругому, интересней – со всеми этими мероприятиями – спортивными и прочими. Врачи спросили: занимается спортом? Конечно, у Гали первый разряд по лыжам. Это, говорит, «дало стимул, и я сумела превзойти себя…» Смеется: очень любит футбол и хоккей, дома всех выгоняет из зала, чтобы не мешали ей смотреть игры. Домашнието равнодушны. Так что спорт для нее – это не только радость от побед, но и наслаждение. Ждет не дождется сейчас, когда поедут на предновогодние соревнования в Тутаев. Встретится там она еще с одной сильной женщиной – тоже Галиной, только Шестеряковой, из Левашова. Померяются силами.
В конце разговора услышала от этой улыбчивой, приветливой и такой сильной женщины:
– Жизнь заполнена. Жить надо!