Наступил январь, и всё ближе час Х для муниципальных образований Ярославской области, где подача воды в сёла и деревни идёт с этих знаменитых, немало прослуживших сооружений. Ещё в феврале-марте ушедшего года управление Росприроднадзора по Ярославской области провело масштабную проверку водопользователей во всех муниципальных образованиях. Итоги не очень утешительны: практически только крупные сельхозпредприятия, у которых были на балансе башни Рожновского, смогли начать или завершали работу по лицензированию.
Многим – и сельским коммунальным предприятиям, и сельхозкооперативам – эти установки нужно как можно скорее лицензировать. Иначе грозит штраф.
При этом многие сельскохозяйственные предприятия дышат на ладан и отказываются от содержания башен. Это означает, что власти поселений, на которых лежит ответственность за водоснабжение жителей сёл и деревень, обязаны потратить немало средств, чтобы оформить башню на баланс своего МУПа и провести необходимые мероприятия для получения лицензии.
Чем же была вызвана столь масштабная проверка? Масштабная – потому что проверки состояния и содержания скважин проводятся согласно федеральному закону о недрах регулярно. Оказывается, налоговая служба обнаружила безлицензионных водопользователей и в начале прошлого года передала информацию о них в Росприроднадзор.
Ещё в ходе этой проверки главы районов на совещании в Угличе в начале года пожаловались губернатору: дескать, в муниципальных образованиях маловато средств, чтобы самим, «на земле», решить эту проблему: подготовить башни к лицензированию. Жалобу зафиксировали и пообещали разобраться. Правда, помощь так и не подоспела. А повинные головы уже полетели. То есть глав сельских поселений уже начали штрафовать. Причём на кругленькую сумму – в размере должностного оклада – от тридцати тысяч рублей. Но оштрафованному «голове» всё равно придётся решать проблему.
В чём же она заключается? Главы поселений и районов, с которыми довелось беседовать, называют основной вопрос: где взять такие деньги? Имеется в виду стоимость мероприятий по подготовке башни к лицензированию: оформление санитарно-защитной зоны, чтобы не было загрязнения водоносных горизонтов, ремонт, дезинфекция и прочее. Называли разные суммы – от трёхсот до шестисот тысяч рублей.
Заместитель начальника управления Росприроднадзора по Ярославской области Юлия Елизарова сообщила: вообще-то по закону о недрах штраф за нелицензированное водопользование – от восьмисот тысяч до миллиона рублей – налагается на юридическое лицо! Пока контролирующие органы входят в положение местных властей и штрафуют не юридических лиц, а должностных. На ту самую тридцатку, о которой мы уже говорили выше… Далее, если не будет исполнено предписание по итогам проверки, может последовать ещё один штраф. В случае хронического неисполнения в перспективе планируется подключить природоохранную прокуратуру с тем, чтобы она вышла в суд с иском об обязании коммунального предприятия или сельхозпредприятия получить лицензию. Хорошо хоть, что отключать зачастую единственный источник водоснабжения на селе никто не имеет права.
Ирония судьбы: по закону точно такие же штрафы на юрлиц – по 800 тысяч рублей – положены и другим пользователям недр – золотодобытчикам, нефтяникам и газовикам. Только вот прибыли у них несколько иные, чем у наших селян. Немного промахнулись законодатели…
Горожанин, проезжая в экспрессе родными полями и деревнями, лениво озирает экзотическое и довольно архаическое железное сооружение, которое маячит на горизонте. В морозные дни башни зачастую покрываются ледяными наростами любопытной, фантастической формы. А ведь тысячи сельских жителей другого «водопровода» и не знают. О важности его для оставшихся деревенских жителей говорит такой поразивший меня факт: глава Осецкого сельского поселения в Любимском районе Владимир Сочнев признался: сам лично топором вырубает гигантские сосули на башнях. А ведь в некоторых поселениях Ярославской области их бывает не один десяток!
Сосули же происходят из-за несовершенства сооружения. Заместитель главы Великосельского поселения в Гаврилов-Ямском районе Леонид Воронин пояснил: ночью разбора воды нет, а она поступает, переливается и замерзает… Чтобы такого не было, насос в морозные ночи отключают. У них в поселении пять башен на балансе МП ЖКХ. В деревнях работают обходчики – включают – выключают.
В прошлом году в Великом случилось ЧП: упала новая, и года не простоявшая, семнадцатиметровая башня Рожновского. По мнению специалистов, не выдержал старый фундамент, на который её водрузили. Перегруз – десять тонн. Да и местность торфянистая. Население не ощутило потерю: власти сразу же приобрели две станции – частотные регуляторы. Импортный – за 87 тысяч рублей и наш, ивановского производства, за 25 тысяч. Леонид Николаевич не жалеет:
– Ничего вроде. Работают. А лицензирование стоит очень дорого. Мы хотим уйти от башен Рожновского. Но с деньгами пока туговато.
Зато вот мы перешли с трёхфазных насосов на однофазные на четырёх башнях Рожновского. Итог – экономия энергии и безопасность. Инженерная мысль не дремлет даже в условиях безденежья.
С ним солидарен и руководитель МУП ЖКХ Переславского района Александр Грошев:
– У нас сейчас двадцать башен Рожновского. Ремонтировать такую дороже, чем купить новую. В Берендееве уже два года бесперебойно работает автоматическая установка российского производства. Она недорогая, и запчасти к ней есть. Нужно переходить к безбашенному водоснабжению.
Гость | 15.01.2012 в 11:54 | ответить0
меро