Это произошло в конце июля. На летней сессии Священного синода Русской православной церкви, состоявшейся в Киеве, было принято решение о назначении архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским, а Преосвященным Ярославским и Ростовским был назначен архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон.
Узнав об этом, ярославцы тепло попрощались с владыкой Кириллом. Служба в Успенском соборе (заново отстроенном при нём) в день памяти равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, и сам праздник Крещения Руси предваряли расставание архиерея со своей паствой. Верой и правдой он прослужил ей здесь без малого девять лет. Второго августа, в день Илии Пророка, после праздничной литургии в Ильинском соборе Ярославля, собравшем под свои своды священнослужителей и верующих со всей епархии, владыка отправился к месту нового служения – в Екатеринбург.
А уже 10 августа Ярославль встречал Преосвященного Пантелеимона. Дождливый, не по-августовски холодный день не остановил сотни людей, собравшихся у стен Успенского кафедрального собора. Было много цветов, поздравлений и пожеланий владыке Пантелеимону, который буквально накануне приезда в Ярославль отметил к тому же день своего Ангела – великомученика и целителя Пантелеимона.
Текущая же жизнь епархии, запечатлённая на страницах «Северного края», была, с одной стороны, уже привычной: освящение куполов и крестов в возрождающихся храмах – Преподобного Андрея Критского, Николы на Меленках, Зосимы и Савватия Соловецких (в Ярославле); певческий фестиваль в честь священника и выдающегося церковного композитора Василия Зиновьева, уроженца земли Ярославской; крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери, иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве, Толгской иконой Пресвятой Богородицы, крестный ход на вертолёте с иконой Сергия Радонежского, приземлившемся в Ростове Великом, на родине преподобного, Всероссийский крестный ход в честь святителя Гермогена, прошедший по Ярославской земле; встреча Благодатного огня из Иерусалима в Пасху, фестиваль постной кухни… С другой стороны, эта жизнь была всё равно знаменательной. Ведь, кажется, совсем недавно верующие и мечтать не могли о возрождении церковных служб в заброшенных храмах, о крестных ходах по городу, о епархиальных фестивалях. А Благодатный огонь! Ну кто из ярославцев мог даже в мыслях прикоснуться к этому чуду, не уезжая из города!
Нет, за каждым церковным событием всё-таки стоит чудо. Вот, в ярославских школах в 2011 году началось преподавание предмета «Основы православной культуры». Группа ярославских преподавателей ОПК при содействии епархии и православной паломнической службы «Радонеж» съездила на Святую землю, в Иерусалим… Разве это не чудо при нашей-то системе образования и стойкой его атеистической приверженности?
А возвращение в жизнь утраченных наименований древних городов Ярославской земли, пусть пока и в церковном отношении, – это ли не чудо? Решением епархии Тутаевский округ, объединяющий приходы и храмы этого района, переименован в Романово-Борисоглебское благочиние. А решением Священного синода Русской православной церкви Покровский женский монастырь в селе Быкове Некоузского района восстановил в своём наименовании определение Мологский. С ходатайством о возвращении обители исторического наименования обратились к церковным властям потомки мологжан. Сделали они это в память о самой Мологе и с надеждой на возвращение к жизни всех её затопленных монастырей. Кто знает, может, свидетелями и этого чуда нам ещё доведётся стать?
К чудесным событиям года можно отнести и строительство храма в микрорайоне Сокол в Ярославле. Целый храмовый комплекс намеревается построить здесь епархия. В нём будут два храма – в честь иконы Божией Матери «Ярославская» и основателя города – святого благоверного князя Ярослава Мудрого, детский просветительский центр и детсад, так необходимый району, где сейчас ведётся самое интенсивное жилищное строительство. В августе архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон совершил освящение закладного камня одного храма – в честь иконы Божией Матери «Ярославская». А уже через девяносто дней после этого, в ноябре, он в сослужении ярославского духовенства совершал освящение самого храма и провёл здесь первую литургию.
Из памятных и, несомненно, выдающихся событий из жизни епархии, нашедших отражение на страницах «Северного края», – и первый после возрождения выпуск священнослужителей в Ярославской семинарии, дипломы которой получили восемь человек, окончивших дневное отделение, и десять – заочное. И возвращение старинной иконы Нерукотворного Спаса в возрождающийся Кирилло-Афанасьевский монастырь Ярославля. И, конечно, празднование 1020-летия Ярославской епархии, одной из древнейших на русской земле. Торжества, связанные с ним, прошли в октябре. Апофеозом их стало перенесение мощей святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина из Феодоровского собора в Успенский кафедральный собор. Саркофаг с мощами был установлен на лафете БТРа и в сопровождении военных, духовенства и сонма верующих проследовал по городу от Большой Фёдоровской улицы до Стрелки, соединив не только два собора, но и что-то большее: наше прошлое и будущее, которое без веры православный человек себе не мыслит.