По словам начальника следственного отдела Тутаевского ОМВД подполковника юстиции Натальи Князевой, среднестатистическая физиономия местного преступника довольно моложава. Большая часть нарушений закона приходится на подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 27 лет. И здесь в расчёт ещё не берутся совсем юные, тринадцатилетние мальчишки, не подпадающие ни под какую ответственность.
За 11 месяцев этого года только несовершеннолетними было совершено 86 преступлений (для сравнения: в прошлом году – 97). Следователями отдела было закончено 17 уголовных дел в отношении 22 малолетних преступников. Мальчишки сбиваются в стаи по три-четыре человека и промышляют кражами в магазинах, в дачных кооперативах, составляя серьёзную конкуренцию взрослым бродягам и безработным.
Причём это могут быть необязательно подростки из социально неблагополучных семей. По наблюдению специалистов, «трудные» составляют только половину. Каковы причины? Для одних это просто возможность пощекотать нервы, не оказаться «слабаком» перед компанией сверстников. Такие, один-два раза преступив закон, стараются больше этого не делать. Возможно, здесь следует менять стереотипы профилактической работы, чтобы уличный «закон стаи» не ломал судьбы склонных подчиняться детей. Сейчас же из оперативных сводок видно, что «уголовные авторитеты» возрастом всего на пару лет старше имеют на тутаевских улицах большое влияние на подростков.
«Закоренелые» же, за которыми шлейф краж тянется с самого юного возраста и заканчивается взрослыми колониями, уже встав на «круг», остановиться не могут. Конечно, причины нужно искать не только в семейном воспитании, но и в наследственности. По образному выражению инспекторов ПДН, «от ивы не растут апельсины». Вопрос только в том, какие социальные факторы формируют у людей эту «дурную наследственность».
В целом за одиннадцать месяцев этого года в садоводческих кооперативах произошло 65 краж. Для сравнения: в прошлом году их было зафиксировано 89. Сотрудниками тутаевской полиции раскрыты и направлены в суд уголовные дела по 41 преступлению.
На мой вопрос, куда деваются в Тутаеве закоренелые преступники, переступив порог тридцати лет, Наталья Сергеевна разводит руками. На самом деле краж, совершаемых людьми этого возраста, фиксируется гораздо меньше. Подполковник юстиции Князева предположила, что часть из них просто предпочитает промышлять уже за пределами района. Ибо здесь им уже больше нечем поживиться.
На общем фоне снижения уровня преступности в районе практически исчезли такие показатели, как кражи материалов и продукции с тутаевских предприятий. Ещё несколько лет
назад планёрки в отделе начинались с выезда на место преступлений на заводы, однако сейчас ситуация изменилась. Объясняется это тем, что на ТМЗ и ТЭРЦ введена своя охрана, которая работает довольно эффективно. Впрочем, нельзя исключать и то, что всё ценное украли раньше…
Например, в последнее время в оперативные сводки всё реже попадает нефтеперерабатывающий завод в посёлке Константиновский, который находится на грани полного закрытия.
Миграция преступности сейчас превзошла все прежние показатели. Ещё недавно во время обысков у подозреваемых находили довольно большое количество украденных вещей, что значительно облегчало сбор доказательной базы. Сейчас же воры предпочитают заказывать такси (тариф – 200 рублей до Ярославля) и сбывать улики подальше от родных пенат в губернском центре. Да и промышляют они тоже на стороне. Тутаевских жуликов задерживают не только в Ярославле, но и в других областных центрах России.
Такое положение вещей не является характерной чертой преступников именно этого города и района. Например, рыбинские жулики очень любят выезжать на промысел как раз в Тутаев.
В начале нынешнего года под угрозой пистолета было совершено разбойное нападение на ювелирный салон «Талисман». Преступник похитил золотых изделий на сумму около двух миллионов рублей. Позже сотрудники правоохранительных органов изъяли часть награбленного в ломбардах Москвы, куда грабитель успел сбыть золотые украшения. Часть нашли у него дома в Рыбинске. Задержан преступник был при помощи сотрудников Рыбинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Ярославской области, поделившихся с уголовным розыском важной оперативной информацией.
Ранее на тутаевского таксиста напал ещё один рыбинский разбойник, неоднократно судимый за аналогичные преступления. Под угрозой травматического пистолета он попытался завладеть его автомобилем. Однако водитель успел выскочить из салона, прихватив с собой ключи зажигания. Пока бандит возился с проводами, стараясь завести машину «напрямую», хозяин успел вызвать полицию, которая задержала злодея на месте преступления.
Впрочем, всё вышесказанное не означает, что тяжкие преступления в Тутаеве совершают только приезжие, а местные жулики промышляют исключительно по дачам и магазинам. Достаточно серьёзная обстановка в городе и районе с угонами и похищениями автомобилей. За одиннадцать месяцев этого года было украдено 14 машин и – 45 угнано (подробнее об этом рассказано в интервью с и. о. начальника Тутаевского ОМВД Алексеем Ледовских).
Тутаевскими следователями передано в военную прокуратуру уголовное дело по факту вымогательства. Группа из трёх человек на улице напала на врача скорой помощи, недавно приехавшего в город на работу. Избила его, притащила домой, забрала деньги, затем заставила обойти банкоматы и снять с банковских счетов все деньги. Когда уголовное дело было практически закончено и задержаны два его фигуранта, оказалось, что предводителем шайки является дезертир из воинской части.
Молодой человек после срочной службы в армии подписал контракт и отправился в Чечню, однако сбежал оттуда, вернулся домой и решил промышлять грабежами. Любопытно, что в общероссийском уголовном розыске он не значился.
Преступное сообщество в Тутаеве в уходящем году крупно засветилось только один раз. И, как водится, «на понятиях». В одном из городских баров произошёл конфликт между тремя «авторитетами» и сотрудником вневедомственной охраны железной дороги. В итоге на охранника «наехали» с требованиями «отвечать за базар» и потребовали от него машину и крупную сумму денег. Тот написал заявление в полицию и остался при своём интересе. По завершении уголовного расследования двое из «братвы» отправились в места не столь отдалённые сроком на семь лет и четыре года соответственно. Третий же отделался условным приговором.