– Площади под картошкой у нас расположены вдоль трассы, поэтому кажутся большими только на первый взгляд, – показывает свои владения Борис Константинович. – В этой низине участок распахали, рядом клочок раскорчевали, в итоге имели нынче 63 гектара. Урожай, скажу откровенно, порадовал. В позапрошлом году тоже был хороший, но нынче он просто рекордный – собрали с каждого гектара по 258 центнеров. Под завязку заполнили все хранилища, можете сами убедиться.
В доперестроечные годы Гордеев был директором двух совхозов: сначала «Восхода», затем «Мичуринского». Так вот, нынешним летом его фермерское хозяйство вырастило свыше 1,7 тысячи тонн картофеля – больше, чем прежде собирал большой коллектив на обширных совхозных полях! Борис Константинович ведёт от одного добротного строения к другому, где высятся аккуратно уложенные друг на друга сетчатые мешки с продукцией. Центральный склад забит под самую крышу – аж 15 рядов. Картошка в сетках крупная, очищенная от земли, так же, как и свёкла с морковью, тоже затаренные в сетки. Повсюду чистота и порядок, одним словом, всё как у настоящего хозяина.
Пока мы любовались переполненными складами, к одному из них то и дело подъезжали легковые машины. Накануне Гордеевы разместили в местной газете рекламу о продаже картофеля по низким ценам, и к ним хлынули покупатели. У хранилища их встречала супруга фермера Юлия Николаевна, взвешивала на весах мешки, вела расчёты. Цены были ниже некуда, от 5 до 8 рублей за килограмм, а за семенной картофель самых современных сортов и того меньше – 3 рубля.
На вопрос, не продешевит ли фермер, Борис Константинович вздыхает:
– Если в прошлом году оптовые цены были в пределах 15 – 18 рублей, то сейчас больше 5 рублей оптовики не дают. Приходится отдавать по дешёвке горожанам и перекупщикам, и в итоге получится, что хотя нынешний урожай и высокий, а выручка может оказаться меньше, чем даже в минувшем неурожайном году.
Что и говорить, непростое это дело – фермерство. Но ещё тяжелее Гордеевым пришлось в годы становления своего хозяйства, когда совхоз «Мичуринский» развалился, и директор с супругой-экономистом были вынуждены выделить собственные паи земли и трудиться на них самостоятельно. Ещё хорошо, что в начале
90-х годов фермеры первой «волны» получили правительственную поддержку, многие взяли льготные кредиты и закупили трактора, удобрения, племенной скот. Приобрели технику и Борис с Юлией, стали заниматься овощеводством на своём
20-гектарном поле.
Сегодня в крестьянском фермерском хозяйстве Гордеевых числится пять человек: компанию родителям составили дочь, сын и сноха Гордеевых. В страдную пору никого из них подгонять не нужно, каждый чётко знает свои обязанности. Юлия Николаевна занимается бухгалтерией и учётом, на ней лежит вся «бумажная» ответственность. Борис Константинович, как он сам выражается, на «подхвате» – и механизатор-водитель, и снабженец-сбытовик, и хозяйственник. На 33-летнем сыне Романе, выпускнике Ярославской сельхозакадемии, держится вся полевая технология – он в совершенстве освоил теорию и практику голландского метода выращивания картофеля. Дочь со снохой тоже при деле, они работают с людьми, когда фермерам требуются помощники во время сбора урожая. Осенней порой бывают такие горячие деньки, когда на обслуживание картофеле-сортировочного пункта приходится привлекать до двух десятков человек. Люди на работу к Горде-евым просятся, ведь в заработной плате они помощников не обижают. Заплатили за подготовку молодого механизатора, который обучался профессии в Борисоглебском, а нынче трудился с фермерами на уборке и вспашке зяби. Зарплата парня доходила до тысячи рублей в день. Несложно подсчитать, сколько он сумел получить за два месяца работы.
Фермерские хозяйства пользуются такой же государственной поддержкой, как и другие сельхозпредприятия. Это субсидии, выделяемые при покупке минеральных удобрений и средств химизации, высококлассных семян, новой техники. Это и льготные цены на топливо во время посевных и уборочных работ. Благодаря такой финансовой помощи Гордеевы почти ежегодно обновляют свой машинно-тракторный парк. Сейчас кроме полного набора прицепной техники для обработки почвы в нём насчитывается два картофелеуборочных комбайна, четыре трактора, из них два энергонасыщенных, которые используются на распашке заброшенных земель.
– Мы сейчас ежегодно наращиваем свои посевные площади, включаем в севооборот зарастающие деревьями поля, – говорит Борис Константинович. – За два десятка лет тут успели подняться целые рощи. Корчевать их приходится зимой, а весной очищать и перепахивать почву. Работа адская, но по-другому нельзя, через два-три года всё зарастёт так, что впору звать на помощь лесорубов. Пока же справляемся своими силами.
Три года назад Гордеев-старший стал председателем Ростовской ассоциации крестьянских фермерских хозяйств. Семейственность – отличительная особенность современного фермерства на древней Ростовской земле. Здесь оно начиналось с размахом и поначалу насчитывало свыше трёхсот хозяйств. Сейчас работающих из них осталось два с половиной десятка, и почти все они семейные: Петуховы, Савкины, Сентебовы, Кувшиновы. Должность у Гордеева выборная, как шутит сам Борис Константинович, он сейчас «министр без портфеля». Когда коллеги просят совета или помощи, охотно идёт навстречу каждому. И искренне радуется, когда на смену первым фермерам-ветеранам приходят их сыновья. Раз на земле предков прорастают добрые семена, значит, не пропадёт российская деревня!