Виктор ЕРОХИН, историк, Углич:
– Когда я был директором музея, то дважды встречался с Дмитрием Сергеевичем, просто как с экскурсантом. Мало сказать, что музейное дело он уважал – знал его высший смысл: сбережение ценностей, принадлежащих России и всему миру. Зрителем и слушателем был он сверхчутким. Чувствовалось это по вопросам, которые мы слышали от него по ходу экскурсии – деликатным, но всегда попадавшим в точку. Учёный с мировым именем, председатель Национального фонда культуры, академик билеты покупал в музейной кассе, как простой смертный.
Евгений РОЗОВ, литератор и краевед, Рыбинск:
– Посчастливилось быть в Санкт-Петербурге у Дмитрия Сергеевича в гостях. Видели бы вы, с каким вниманием слушал он рассказ о печальной судьбе старого центра Рыбинска, о музее русской Атлантиды, затопленной Мологи. Помню, узнав о том, как однажды в засуху, когда на мелководье выступили её развалины и с бывшего городского кладбища украли несколько надгробий, забеспокоился: дескать, там ведь были богатые захоронения, сегодня же позвоню Президенту.
Владимир ГРЕЧУХИН, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, Мышкин:
– Наш город был поздней любовью Дмитрия Сергеевича. Он стремился сюда, всё откладывал поездки, так и не успел приехать. Он переживал за судьбу нашего города, из его рук председатель фонда культуры тогдашний директор Опочининской библиотеки Галина Лебедева принимала первый взнос на реконструкцию под книгохранение и культурный центр особняка городского головы, купца Чистова. Академику Лихачёву близка была наша «местная идея» – реализация личности в делах на благо Отечества. Наметили провести в эти дни заседание академии краеведения, посвящённое Лихачёву. Дадим слово тем, кто общался с ним – Галине Лебедевой и основателю Дома ремёсел Василию Тёркину. Для меня Дмитрий Сергеевич и сегодня совесть русской интеллигенции, человек, способный понять и оценить наши муравьиные усилия по возрождению малого кусочка Отечества, нашу искреннюю любовь к родному городу и ко всей России.
Герман ФИЛИППОВСКИЙ, доктор филологических наук, профессор педуниверситета имени К. Д. Ушинского:
– Академик Лихачёв в качестве рецензента курировал мою дипломную работу на филфаке Московского университета. Писал я её о поэтике «Слова о полку Игореве». Благожелательный отзыв учёного, выдающегося текстолога, всю жизнь изучавшего древнерусский шедевр, я и сегодня воспринимаю как напутствие в дорогу. Стараюсь следовать ему. Много размышлял академик и об авторстве поэмы, появившейся, как он считал, «в княжеской среде». Как вы знаете, это тема и моих исследований последнего времени, о которых – спасибо за понимание – рассказал читателям и «Северный край».
Владимир ИЗВЕКОВ, заслуженный работник культуры РФ:
– Общаться с академиком довелось мне в должности начальника областного управления культуры, особенно часто в ту пору, когда в музее-заповеднике готовилась первая в мире постоянная экспозиция, посвящённая одному литературному произведению. Напомню, что именно академик Лихачёв сумел доказать высшим инстанциям, что музей «Слова» должен открыться не в Москве, не в Киеве или Чернигове, а в Ярославле – именно там, где единственный список поэмы был сохранён и найден, в древнейшем книжном центре, каким и был Ярославль во времена Игорева похода. Для меня Дмитрий Сергеевич, человек, получивший «закалку» в соловецких лагерях, – высший нравственный авторитет и сегодня. Дома держу под рукой «Красную книгу культуры», изданную в конце 80-х годов. Статья Лихачёва в сборнике называется так: «Культура правды – антикультура лжи». Мысль, согласитесь, не требующая комментариев.