Это и неудивительно. Голландские дети учатся «играя». Это не значит, что они играют в салочки или в прятки вместо учёбы. Просто процесс обучения в начальной школе проходит в игровой форме. Никакой муштры, а дисциплина прививается в форме положительных примеров.
Домашнее задание в 1 – 3-х классах не задаётся, так как считается, что маленький ребёнок дома должен отдыхать и общаться с семьёй, а важные дела подождут.
Обучение в начальной школе продолжается девять лет, то есть с четырёх до тринадцати. В последнем классе начальной школы все дети проходят тест, чтобы определить, какая школа наиболее подходит для каждого из них в будущем. Если в результате теста окажется, что ребёнок хочет и способен учиться по трудной программе, то школа даёт рекомендацию на поступление в так называемую среднюю школу по программе предуниверситетского образования (гимназия). Здесь его готовят к будущей учёбе в высшем учебном заведении. Для детей более практического склада ума существуют отличные школы уровня техникума.
Моя дочь Анна учится в гимназии. Ей повезло, что эта гимназия одна из первых, где была введена форма обучения под названием «электронное окружение». Смысл такого обучения заключается в том, чтобы путём использования компьютеров избавиться от тяжёлых учебников и индивидуализировать контакт преподавателя с учеником. Школа выдаёт каждому ребёнку ноутбук с паролем. Используя пароль, ученик входит в своё электронное окружение в режиме живого времени. Это звучит сложно, но на самом деле всё очень просто. Пришёл на урок, сел за парту, открыл ноутбук, ввёл пароль и видишь перед собой задание, которое необходимо выполнить на этом уроке. При этом можешь задавать любые вопросы преподавателю в режиме «чэт», что позволяет учителю сразу ответить на вопрос ученика. Во время обычных уроков и контрольных работ преподаватель видит в живом режиме, кто чем занимается. Родители также получают пароль в электронное окружение ребёнка, могут проверить, задано ли домашнее задание, посмотреть все отметки успеваемости, последние новости о ребёнке, а самое главное – убедиться в том, что ребёнок в школе, а не в кино.
Я спросила мою дочь, что ей больше всего нравится в школе. Вот что она мне ответила:
– Мы работаем с ноутбуками. Это очень интересно, но приходится проявлять большую дисциплину, чтобы не отвлекаться на игры или социальные медиа. Кроме занятий с компьютером приходится и просто писать. На многих уроках приходится вести записи, потому что учитель рассказывает сам, например, на истории, географии. Также пишем и на уроках математики.
Мы не носим школьную форму. Можно приходить в своей любимой одежде и делать такие причёски, которые нравятся. У каждого ребёнка свой вкус, и нам не запрещают себя проявлять в одежде.
Наша школа организует много мероприятий, например, дни спорта, походы с ночёвками и дискотеки. Особенно в начале учебного года, чтобы дети лучше познакомились друг с другом и установили контакт. Дело в том, что каждый год классы меняются в зависимости от того, сколько детей останется на том же уровне обучения, а кто-то немного спустится или, наоборот, поднимется. Поэтому каждый год состав класса меняется.
Обучение в гимназии длится шесть лет. В течение первых трёх лет все обучаются по одной и той же программе, а потом разделяются на технарей и гуманитариев и в принципе уже имеют представление о выборе профессии.
А после окончания средней школы появляются новые заботы, и начинается новая жизнь!