– Реформирование органов внутренних дел позволило оценить деятельность каждого сотрудника и его вклад в решение поставленных перед Госавтоинспекцией задач. Каковы итоги этого реформирования?
– Я бы не стал ставить точку в реформировании вообще. Один из серьёзных его этапов – переаттестация личного состава и последующее сокращение штатов – это действительно прошло.
– Насколько сократились штаты Госавтоинспекции?
– Как и предусматривалось нормативными документами – на 22 процента. Если до реформирования число аттестованного личного состава составляло 1300 человек, то на сегодняшний день остались тысяча сотрудников. Если продолжить разговор о реформировании, то кроме переаттестации, безусловно, надо вести речь о целом ряде нормативных документов. Например, в законе о полиции сказано, что технический осмотр не является прерогативой полиции – ГИБДД осуществляют контроль за организацией техосмотра. Параллельно с этим
1 января 2012 года вступает в силу закон о техосмотре, согласно которому организацию и проведение техосмотра могут осуществлять уполномоченные Союзом автостраховщиков организации. Пока же таковых нет, на протяжении двух лет переходного периода, и это также оговорено в законе, техосмотр будут проводить подразделения Госавтоинспекции, хотя это фактически и не входит в наши полномочия. Так что окончательную точку в вопросе техосмотра можно будет поставить только через два года. И это – только одно направление деятельности Госавтоинспекции.
– Другое направление деятельности ГИБДД – профилактика дорожно-транспортных происшествий. Как на сегодняшний день обстоит ситуация с аварийностью на дорогах Ярославской области?
– Я бы подчеркнул, что профилактика – это ключевой вопрос деятельности автоинспекции. Научно обосновано, что всеми своими полномочиями – составление протоколов, выдача предписаний, работа со СМИ и так далее – Госавтоинспекция может влиять только на 20 процентов от всего количества ДТП. Тем более это актуально сейчас, после сокращения личного состава.
– Объём работы, я правильно понимаю, не уменьшился?
– Прокомментирую цифрами: за девять месяцев текущего года в области оформлено 26 тысяч мелких дорожно-транспортных происшествий – тех, в которых не пострадали и не погибли люди. В среднем получается по 97 ДТП в день, из них порядка 60 приходится на город Ярославль. Я ответил на ваш вопрос по поводу объёма работы?
– Более чем. Если Госавтоинспекция в состоянии влиять лишь на 20 процентов ДТП, то получается, что львиная доля, 80 процентов происшествий, находятся вне зоны вашего влияния?
– Именно поэтому основная задача, стоящая перед ГИБДД, – это взаимодействие с органами исполнительной власти, местного самоуправления, дорожными организациями, в чьём ведении находятся ремонт и содержание дорог, с теми организациями, кто занимается общественным транспортом, взаимодействие с департаментом образования, средствами массовой информации... Чем лучше, углублённее, результативнее будет это взаимодействие, тем больше будет эффект профилактики аварийности на наших дорогах.
За девять месяцев текущего года на территории области наблюдается устойчивое снижение ДТП с пострадавшими в них людьми – на 6 процентов снизились показатели, на 14,5 процента снизилось число погибших в авариях. И эта тенденция снижения устойчиво наблюдается на территории области в течение последних пяти лет.
– Это говорит о том, что «верной дорогой идёте, товарищи»?
– Совершенно верно. Этот показатель для нас главный. У нас действуют федеральная и областная целевые программы повышения безопасности дорожного движения. Если в 2004 году на территории Ярославской области в ДТП погибли
22 ребёнка, то по итогам
2010-го – 6. Если говорить о числе всех погибших в ДТП, то в 2005 году происшествия на дорогах унесли жизни 379, а за девять месяцев текущего года – жертвами ДТП стали 165 человек. Даже если погиб один человек – это трагедия, но и устойчивое снижение этих показателей нельзя отрицать.
– До конца года все патрульные автомобили ГИБДД в Москве будут оборудованы видеорегистраторами, которые смогут фиксировать на видео не только то, что происходит перед машиной ДПС, но и в её салоне. Массовое внедрение таких видеорегистраторов в ГИБДД поможет, по мнению руководства ведомства, искоренить коррупцию в рядах сотрудников, а при необходимости будет являться доказательством правомерности действий инспектора в случае судебного разбирательства. Не предполагается введение подобных мер на территории Ярославской области?
– Не только предполагается, но уже и реализуется. Сегодня мы имеем порядка двух десятков видеорегистраторов. Кроме того, по федеральной целевой программе весь поступающий к нам новый патрульный транспорт уже оборудован видеорегистраторами. Это серьёзная и очень хорошая профилактическая мера. Не буду скрывать, факты негативных проявлений в поведении сотрудников ГИБДД ещё случаются. Недавно просмотрели записи в одном из подразделений города и нашли несколько нарушений в действиях нашего наряда. Чтобы инспектор ГИБДД сам нарушал правила дорожного движения – это нонсенс, я считаю. Сейчас идёт служебная проверка, по окончании которой виновные будут привлечены к административной ответственности. Но это – одна сторона медали. Нередки и провокации в адрес сотрудников Госавтоинспекции, и в таком случае запись видеорегистратора может служить доказательством правомочности его действий.
– В идеале каждая машина дорожно-патрульной службы должна быть обеспечена таким видеорегистратором?
– Да, но это потребует серьёзных финансовых затрат.
– В столице это делается за счёт средств городского бюджета. В Ярославле областной бюджет таких расходов не потянет?
– Всё материально-техническое обеспечение Госавтоинспекции осуществляется за счёт средств областного бюджета, хотя кое-какие материально-технические ресурсы приходят и из федеральной казны. До Москвы нам, конечно, далеко, но вышеупомянутые два десятка видеорегистраторов были приобретены из областного «кошелька». У нас в области три сотни патрульных автомобилей, оборудовано пока два десятка. Но процесс этот уже пошёл.
– Не так давно на дорогах нашей области появилась другая новинка – средства автоматической фотофиксации правонарушений, в первую очередь это касается фиксации нарушений скоростного режима. Насколько принятые меры оказались деятельны? Планируют ли ставить стационарные фотофиксаторы?
– Эти приборы передвижные, так что запомнить место их установки и соблюдать скоростной режим в одном конкретном месте не удастся. Их установка – отличная профилактическая мера. В июле этого года при серьёзной поддержке начальника УМВД по Ярославской области генерал-майора полиции Николая Трифонова, который внимательно относится ко всем новшествам и поддерживает нас в этих начинаниях, был организован центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в дорожном движении. Вот, к слову, наглядный пример взаимодействия по части финансов Федерации и области. Федерация выделила нам приборы, сервер с программным обеспечением, а конвертавальная машина стоимостью полмиллиона рублей, офис с рабочими местами для операторов – эти расходы взял на себя местный бюджет. Ежедневно фиксируется до тысячи нарушений, а рассылка одного постановления обходится примерно в 60 рублей. Вот и посчитайте... Да, профилактика – вещь недешёвая, но когда на другой чаше весов находится здоровье и тем более жизнь человека, это не идёт ни в какое сравнение. В настоящее время на дорогах Ярославской области работает полтора десятка таких приборов. В программу «Безопасный регион», которую подписал губернатор Сергей Вахруков, включён пункт о средствах автоматики. Согласно этому, будет установлено стационарно ещё порядка двух десятков приборов автоматической фотофиксации, что, по нашим предположениям, станет серьёзной профилактической мерой ДТП.
– Уже к 1 ноября этого года все министерства и управления внутренних дел по субъектам России должны были представить свои отчёты по подготовке к так называемому «чёрному дню» для автомобилистов: речь идёт о 1 июля 2012 года, когда в стране резко вырастут штрафы за нарушения таких правил, как стоянка в неположенном месте или движение по полосе для общественного транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге сумма штрафа будет от 2500 до 3000 рублей. Как обстоит ситуация с подготовкой к «чёрному дню» в Ярославской области? Ведь если наказывать за нарушения, нужно создать большое число парковочных мест, где можно оставлять машину.
– Я бы начал с того, что размер штрафов за нарушение правил дорожного движения, по моему глубокому убеждению, недостаточен, в ряде случае – мал. Потому что сама по себе сумма штрафа, когда человек знает, с какими деньгами ему предстоит расстаться в случае нарушения, является прежде всего профилактической мерой. Сейчас мы нацеливаем личный состав в основном на выявление грубых нарушений ПДД. После первого нарушения водителю выносится предупреждение, и этих предупреждений мы выносим тысячи. Что касается ужесточения требований, это абсолютно правильно. С другой стороны, вы верно заметили, парковочных мест не хватает.
– В центре немало парковок, предназначенных только для автомобилей сотрудников фирм, располагающихся в этих зданиях. В Ленинском районе и вовсе появились надписи на стенах домов – «машины не ставить, частная собственность». Насколько это правомочно?
– Последний пример – самодеятельность. Что касается собственных парковок, то в Москве действительно есть такая практика. Но за этим стоят юридические документы об официальном отводе земли, согласно которым организация обязуется следить за выделенным местом, наносить разметку и нести прочие расходы по содержанию стоянки. Не сказал бы, что в Ярославле это часто практикуется. Хотя допускаю, что это правомерно, например, около здания суда. Проблема со стоянками есть, не буду отрицать, и об этом должны думать городские власти, это их прерогатива. Хотя, согласитесь, в последнее время появилась масса дополнительных мест для стоянки машин, в том числе и в центре города. Вспомним улицу Ушинского, где вся правая сторона размечена «ёлочкой».
– Нередко автовладельцы ставят в фары ксеноновые лампы, они ярче горят, чем разрешённые галогенные. Но при этом встречные водители «слепнут» от этого. Насколько законны такие усовершенствования?
– Сами по себе ксеноновые лампы не запрещены. Однако они должны иметь одинаковую маркировку с фарами, только в этом случае их можно эксплуатировать без всяких последствий. Установить ксеноновую лампу другой маркировки, чем фара – нельзя. Технический осмотр такой умелец точно не пройдёт, не говоря уже о том, что наказание предусмотрено вплоть до лишения права управления транспортным средством. Хотя сейчас эта проблема стоит не так остро, вот несколько лет назад было просто массовое поветрие на установку дешёвых ксеноновых ламп.
– Какие меры, по вашему мнению, необходимы, чтобы на наших дорогах стало спокойнее?
– Нужно однозначно увеличивать наказания и совершенствовать законы. Пределов совершенству, как известно, нет. Недавно движение с включёнными фарами требовалось только за пределами города, теперь и в городе это обязательно. Проанализировали европейский опыт, выяснили, что постоянное движение со светом снижает аварийность на 15 – 20 процентов. Второй момент – совершенствование дорог. Те улицы, которые подверглись реконструкции, имеют и выделенные заездные карманы, и современное светофорное оборудование, и безопасные пешеходные переходы, как надземные, так и подземные. Третье – серьёзная профилактика, начиная с детского сада. Всё это, конечно, деньги, и немалые, но бесплатной профилактики не бывает. Тем более что вопросы безопасности касаются всех без исключения.