Двухэтажный деревянный барак в посёлке Тихменево по адресу: улица Тугаринова, д. 20 – ровесник Октябрьской революции семнадцатого года. Его, как и многие тихменевские бараки, строили для рабочих торфопредприятия как временное жильё. За годы советской власти на смену баракам предприятие возводило двухэтажные кирпичные дома, а старьё пускали под бульдозер. В посёлке остались нерасселёнными лишь две «времянки», когда торфяное производство обанкротилось. Сегодня возраст «тугариновского» дома приближается к сотне, а его состояние отражают три коротких слова: здесь страшно жить.
Крик души
Давно просел фундамент, вызвав серьёзную деформацию стен. Стеновые балки сгнили, одна из стен наклонилась в сторону улицы. Полы в квартирах ходят ходуном, грозя провалиться. Крыша течёт в нескольких местах, заливая квартиры второго этажа. Но коммунальная служба даже не берётся за ремонт – кровлю страшно трогать, рухнет – будет ещё хуже.
Дом разделён на четыре коммунальные квартиры. В каждой на общий коридор нанизаны по 10 – 11 комнатушек площадью от 12 до 17 квадратных метров. Но и в этих «клетках» жильцы отгородили крохотные кухоньки и прихожие.
В общем коридоре – два убогих туалета и две раковины, где жители берут воду. Над ними разрушается потолок, на мокрых стенах гниёт электропроводка. Отопление в доме центральное, но тепло от горячих батарей не держится в дряхлых стенах. Обогреватели жильцы не включают – дорого, да и проводка старая, не выдержит. Здесь ведь и готовят на электроплитках – газифицировать барак бессмысленно.
В доме прописаны 50 человек, в том числе 13 детей и 11 стариков. Опасаясь за свою жизнь, жители 15 квартир вынуждены были переселиться к родным или на съёмные квартиры. 18 семьям ехать некуда.
Эксперты, которые обследовали дом два года назад, в «истории его болезни» записали: несущие конструкции фундаментов, стен, перекрытий, крыши имеют недопустимую степень деформации и биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В доме не обеспечены необходимые санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные требования и нормативы в части обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
За гранью возможного?
В декабре 2009 года тихменевская администрация признала дом аварийным и постановила расселить его жителей, а дом снести. Вопрос – куда расселять? Тихменевское поселение, став участником соответствующей федеральной программы, недавно сумело выстроить небольшой дом, в котором уже живут переселенцы из аварийного жилья. Наверно, строили бы ещё. Но федералы изменили условия для участия в программе, и если раньше 30 процентов сметы покрывали область, район и поселение, остальное брал на себя федеральный бюджет, то теперь государство обещает оплатить только половину затрат на строительство. Чтобы заиметь новый дом, поселение обязано выделить из своего бюджета не менее 10 процентов сметной стоимости. С учётом стоимости квадратного метра в 30 тысяч рублей, которые определил Минрегионразвития, тихменевская доля составляет 3,2 миллиона рублей при том, что весь бюджет поселения – 5,6 миллиона. Эти деньги с большой натяжкой поселение могло бы обеспечить на паях с районом, затянув покрепче бюджетные пояса. Но главная проблема в другом: по закону переселенцу из аварийного жилья должна быть представлена жилплощадь, равная прежней. То есть, если жила семья на своих 13 метрах, то в такую же клетушку должна и переселиться. С другой стороны, раз это новое строительство, закон обязывает строить квартиры, исходя из новых социальных норм: 28 квадратных метров минимум на однокомнатную квартиру, 44 метра – на «двушку». Для жителей «тугариновского» барака нужно к общей площади в 787 квадратных метров добавить ещё 293, чтобы обеспечить социальную норму. Но оплатить строительство добавленной жилплощади по закону опять же должно само поселение – в сумме 8,8 миллиона рублей. Итого на новый дом потребуется более 11 миллионов тихменевских рублей, то есть два годовых бюджета поселения. Это уже за гранью возможного.
Крик души – в письме жителей дома, адресованном депутатам районного совета в сентябре этого года: «Жить в таких условиях уже невозможно, терпение лопается, мы готовы на самые крайние поступки и меры». За помощью в районный совет обратилась и глава поселения Татьяна Кругликова. Оставлять людей зимовать в разрушающемся бараке нельзя, ситуация критична для 18 семей. Нужно срочно найти выход.
Чрезвычайная ситуация
В октябре проблему вынесли на заседание муниципального совета Рыбинского района. К обсуждению депутаты пригласили заместителя губернатора Андрея Епанешникова. Татьяна Кругликова предлагает: поскольку за год строительство 34-квартирного дома не осилить, нужно за два года выстроить два небольших дома. Так будет легче найти деньги. Предложение поддержали и заместитель губернатора, и глава района Александр Китаев, и депутаты. Как сообщил на днях заместитель главы районной администрации Александр Малышев, Тихменевское поселение должно оформить все документы для участия в федеральной программе расселения аварийного жилья на 2012 год. Район уже объявил конкурс для выбора подрядчика на проектирование и строительство первого трёхэтажного дома на 12 – 14 квартир. Подбирается земельный участок, и уже весной 2012 года строители должны начать работу. Параллельно область, район и поселение должны совместно решить денежный вопрос. Депутаты районного совета уже обратились в Ярославскую областную Думу с просьбой скорректировать региональные целевые и адресные программы с тем, чтобы оплачивать сверхнормативные площади жилищного строительства по «аварийной» программе за счёт областного бюджета.
Остались считанные недели, чтобы найти для жителей аварийного дома временное жильё – зима катит в глаза! Заместитель губернатора Андрей Епанешников обозначил первоочередную задачу: здесь можно говорить о чрезвычайной ситуации, поэтому главное – обеспечить безопасность людей. Глава поселения ведёт переговоры с будущими переселенцами. Для восьми пенсионеров проблему уже решили – им на год-два будут предоставлены четыре городские квартиры из районного жилфонда. Прорабатывается покупка квартиры в Тихменеве для семьи с маленькими детьми, которая уже нашла подходящий вариант и не будет ждать строительства. Переселенцам будут предоставлены ещё две муниципальные комнаты и однокомнатная квартира в Тихменеве. Возможно, под временное расселение будет использовано общежитие лесхоз-техникума. Прозвучало предложение оплачивать расходы по найму для тех, кто сумеет снять жильё, но ещё не решено, какой бюджет возьмёт на себя эти расходы.
Только вот не все жильцы хотят покидать родные стены временным порядком: люди боятся, что не дождутся новых квартир и останутся на бобах. На заседании районного совета были даны гарантии того, что за каждой семьёй из аварийного дома вне зависимости от временных вариантов сохраняется право на жильё в домах, которые будут выстроены по программе расселения, или на квартиру, приобретённую в рамках той же программы на вторичном рынке.
Бараки без статуса
Тихменевский барак – лишь частный случай огромной проблемы, характерной для всех старых сёл и посёлков района. По-прежнему не решена судьба бывшей купеческой дачи, построенной в посёлке Красная Горка ещё в XIX веке. «Северный край» не раз рассказывал о мытарствах жителей разваливающегося двухэтажного дома, среди которых – старики и маленькие дети. Суд обязал администрацию Покровского поселения принять дом от ЗАО «Санаторий имени Воровского», который, как выяснилось в суде, и есть его собственник. Но решение суда до сих пор не исполнено. Как переживут зиму красногорцы? Здесь рушатся потолки, течёт крыша, разваливаются печи, но в числе аварийных дом и до сих пор не значится. В минувший вторник здесь, наконец, побывал глава района и убедился – ремонтировать это старьё нет смысла. Нужно строить новый дом по программе расселения и предоставлять людям нормальное жильё. Чтобы только привлечь внимание властей к своей проблеме, «ничьим» красногорцам потребовались несколько лет и целый ряд судебных процессов. В посёлке Искра Октября того же поселения скорейшего расселения ждут ещё три дома.
Давно пора расселять почти весь посёлок Майский. В Песочном 70 процентов жилья – бараки, построенные в 1900 – 1930 годах, многие из которых «плавают» на выгребных ямах. Но парадокс – аварийными признаны только два, и, возможно, в 2012-м здесь будет строиться новый дом. А что же с остальными, непризнанными? Глава поселения разводит руками: «Да, не признаём. Куда ж я буду людей расселять?». Вот когда дом рухнет или сгорит... Похоже, государство, с такой вот «статистикой» планируя инвестиции в программу расселения ветхого и аварийного жилья, плохо представляет себе масштаб проблемы, которая через пару-тройку лет повсеместно может обернуться чрезвычайными ситуациями.
И ещё – нельзя не удивляться терпеливому бездействию жителей многих бараков, которые по закону однозначно не пригодны для проживания (о чём гласит действующий и сейчас приказ Минжилкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года
№ 529). В жутких условиях выросло уже не одно поколение, старики, поднимавшие из руин страну, уходят из жизни, так и не узнав, что такое вода из крана и тёплый туалет. А ведь у каждого из них есть право на достойное жильё.