Главное сокровище
Сначала угличане думали, что фрески стали лучше видны, когда раскрыли заложенные окна и храм наполнился светом. Монахини, прихожане рассказывают, что росписи стали проявляться после того, как стали служить в храме. Фрески заиграли, словно вчера написаны. День ото дня они проявляются на самом деле лишь с Божией помощью. Прихожанка храма Ирина вспоминает, что несколько лет назад, когда крестили в Фёдоровской церкви её младшую дочь, настенные росписи были едва различимы, а сейчас... произошло чудо. Да и само то, как постепенно восстанавливаются наши православные монастыри, иначе как чудом не назовёшь.
Смотришь на возрождающиеся фрески, а рядом с ними видишь следы от пуль. Поднималась рука у богоборцев – стреляли в лики святых в Фёдоровском храме, в Богоявленском. Ирина рассказала, что после революции одно время в храме квартировал женский полк. И большевички учились стрелять, целясь прямо в фрески.
И теперь чудесное восстановление росписей словно врачует эти глубокие раны, которые много лет оставались на стенах обители.
Росписи называют главным сокровищем монастыря. Они были выполнены в 1822 – 1824 годах живописцем Епифаном Медведевым. В 1862 году росписи были поновлены. Колорит наполнился новыми яркими красками.
«Углич – моё малое богомолье»
В Фёдоровском храме находится икона Фёдоровской Божией Матери, подаренная Марфой Иоанновной Романовой (в миру Ксения Романова, урождённая Шестова), матерью Михаила Романова. Это список с той самой иконы, которой она благословила своего сына Михаила Фёдоровича, избранного на царство.
Да и сама Фёдоровская церковь освящена в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берёт начало на угличской земле. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – моё малое богомолье».
Основание обителей, их история очень часто связаны с яркими личностями, русскими людьми, которые и творили эту историю. Богоявленский монастырь – место единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в XVI веке царицей Марией Фёдоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего угличского князя, убиенного царевича Димитрия.
До середины XVII века девичий Богоявленский монастырь размещался на территории Угличского кремля. Его основала в конце XIV столетия жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия. В Смутное время деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами. Игумения Анастасия с сёстрами были убиты. Игумения, пострадавшая от рук захватчиков, впоследствии была причислена к лику святых, считается местночтимой святой. Восстанавливался монастырь стараниями матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы Иоанновны.
В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место. Вначале он был деревянный, в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления (сейчас Смоленской Богоматери).
Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются келейные корпуса, Фёдоровская церковь (1818 г.), каменная ограда. В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора.
Место для храма указали лебеди
С появлением Богоявленского собора связана красивая, поэтичная легенда. На месте, где он построен, находился фруктовый сад горожан Буториных. Однажды весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Птицы прилетали сюда несколько лет подряд.
После продажи земли монастырю игумения восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди. Монахини сами делали кирпичи для строительства на берегу Улеймы и привозили их на подводах. Кирпичи были необыкновенные, на них была надпись «Христос воскресе» и указаны имена монахинь. Собор – образец русско-византийского стиля – возвели по проекту архитектора Константина Тона. По его проекту был построен храм Христа Спасителя в Москве.
Богоявленский собор запечатлелся как самый яркий и счастливый образ, оставшийся в детской памяти жившей в кельях монастыря Ольги Берггольц. В своей повести «Углич» она писала: «Школа наша – пятая советская – только что переехала в монастырь. Монастырь был девичий. Синий купол главного храма, очень толстый, звёздный и круглый, виднелся в самом конце Крестовоздвиженской улицы».
Детские впечатления Ольги Берггольц приоткрывают ещё одну страницу истории монастыря в 20-е годы прошлого века. «Наша школа помещалась в хоромах монашек. Толстая стена с проходом, гулким как труба, окружала девичий монастырь. Калитка отворялась беззвучно. Мимо главного храма коричневая тропка вела к суровому древнему зданию в два этажа. В нижнем этаже бытовал детский дом. Во втором этаже по обеим сторонам продолговатого коридора лепились классы-кельи, где двери и окна были полукруглы, и по углам всё ещё стоял вековой запах ладана».
Ольга Берггольц вспоминает, что после закрытия монастыря несколько монахинь трудились в школе. Одна из них – Агриппина – учила девочек рукодельному ремеслу. Агриппину убили на колокольне, она звонила в колокола, когда большевики пришли в монастырь изымать церковные ценности. Ярко описывает Берггольц, как встретились две похоронные процессии, – одни шли провожать в последний путь большевика, другие – монахиню. Ольга оказалась в процессии за гробом большевика. А её родственники, знакомые провожали монахиню. Девочка была в смятении. «Что это? – подумала я плача, но не всхлипывая. – Неужели я за большевиков в самом деле? А мама? А Бог? А бабушка и дедушка в Петрограде? Ведь от всего этого придётся отказаться, если только я за большевиков! Я сама ещё не понимала, зачем отказаться, но знала, что это так».
В советские годы в Богоявленском храме одно время торговали керосином. Был пожар, до сих пор стены покрыты копотью. Пострадали и прекрасные изразцовые печи. Кто-то распространил слух, что в печах зарыт клад, и нашлись люди, которые польстились на сокровища, изрядно разрушили печи.
Тёплая вера, идущая от самого сердца
Храмы монастыря начали восстанавливаться в 2003 году, а прошлой осенью началось возрождение обители. Первую зиму монахини жили в Смоленской церкви. Теперь у них появились свои кельи, освободилось здание, где раньше было общежитие.
Настоятельница монастыря монахиня Антонина рассказывает, что Богоявленский монастырь занимал большую территорию, сравнимую с Троице-Сергиевой лаврой. Эта обитель помогала Угличскому монастырю. Так случилось, что на территории Богоявленского монастыря находятся сейчас две школы, жилые дома. Конечно, для того чтобы переселить их в другое место, нужны время и немалые средства.
Постепенно, с Божией помощью, восстанавливается древняя обитель. Возводится монастырская стена. Настоятельница игумения Антонина намеревается восстановить разрушенную колокольню. У монастыря должен быть свой голос. А ещё в планах – создание православной гимназии, богадельни. Врач по образованию, матушка Антонина принимала больных в православном медицинском центре Святителя Димитрия в храме Флора и Лавра. Очень хороший врач матушка Антонина, говорят её верные помощницы. Монахини намереваются открыть медицинский кабинет на территории Богоявленского монастыря.
Удивительные люди встретились здесь, в этой обители. Прихожанка Любовь говорит: «Храм – как открытая книга. Лики святых, изречения из Евангелия на стенах. Книга книг». Любовь рассказала: когда протоиерей Владимир (Бучин) освящал крест центрального купола Богоявленского собора, сквозь побелку на стене храма проявился образ «Спас Нерукотворный». Чудо совершилось явно, на глазах многих прихожан.
Доброта и теплота этих людей греют душу. Трогательно угощает Любовь всех приходящих в Богоявленский собор чаем с мелиссой и зверобоем. Ирина рассказывает об истории монастыря так, что невозможно оторваться, столько всего ею прочитано, прочувствовано. Ирина проводит экскурсии, говорит о монастырских храмах с душевным трепетом и любовью. А церковь Фёдоровской Богоматери она называет родной. Такая искренняя, тёплая вера, идущая от самого сердца! Очень многое предстоит ещё сделать для того, чтобы монастырь возродился. В ужасном состоянии находится сестринский корпус, в последние годы его иначе как трущобами не называли. Большие работы предстоят по восстановлению храмов монастыря. Наcельницы обители нуждаются в духовной, материальной поддержке.
Монахини Богоявленского монастыря обращаются ко всем, кто может оказать посильную помощь. Сообщаем его адрес и счёт, на которые можно перечислить средства. В обители с благодарностью примут любую помощь.
152615, Ярославская область, г. Углич, Студенческий городок, д. 12.
Тел.: 8 (48532) 9-27-46; факс: 8 (48532) 9-27-96,
р/с 40703810503000000103, Угличский ФКБ ОАО «СЕВЕРГАЗБАНК»,
к/с 30101810100000000766 в РКЦ,
БИК 047891766,
ИНН 7612042930,
КПП 761201001,
ОГРН 1117600000231.
Получатель:
Местная религиозная организация Епархиальный монастырь Богоявленский женский монастырь г. Углича Ярославской епархии Русской православной церкви.
провинциал | 02.11.2011 в 13:25 | ответить0
Монастыри являлись центрами книжности, культуры в древней Руси. Возродить их, а значит возродить и былое величие Руси- благороднейшая задача.
Рязанец | 02.11.2011 в 13:38 | ответить0
Еще большим Чудом является то, что сердца Людей открылись для чуда!
ярославна | 02.11.2011 в 17:02 | ответить0
Дай Бог здоровья и сил всем, кто восстанавливает и возрождает святыни.
Любитель старины | 07.11.2011 в 11:41 | ответить0
Чудеса не случаются просто так. Начались службы, люди стали молиться в этих древних стенах и произошло чудо- явленное. А сколько чудес, которых мы просто не замечаем, или которые нам не дано увидеть.