Его друзья и коллеги из Рыбинска, городов и сёл различных областей России всегда были желанными гостями у Макарыча – так с любовью называли они этого обаятельного, простого и очень скромного человека. Всё своё время он отдавал музею, много ездил, участвовал в научных конференциях, проводил экскурсии, организовывал новые экспозиции, писал и собирал своих мологжан, которые и были его семьёй. А они подшучивали, что Макарыч, мол, женат на Мологе.
Его коллега, рыбинский краевед Ольга Тишинова вспоминает последние кадры фильма «Время собирать камни», который снимала за год до смерти Николая Алексеева съёмочная группа из Санкт-Петербурга: Макарыч словно по воде уходит в даль, в никуда…
Кстати, скоро зритель увидит ещё один фильм об истории гибели затопленного города. 6 ноября в 17-20 на первом канале состоится премьера фильма «Молога. Русская Атлантида». Как сообщается на сайте «Первого», его продюсеры случайно наткнулись в Интернете на рапорт начальника Мологского отделения лагпункта Волголага лейтенанта НКВД Склярова, датированный 1941 годом. В нём Скляров сообщает: «В дополнение к ранее поданного мною рапорта докладываю, что граждан, добровольно пожелавших уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища составляет 293 человека…».
С этого документа и началась история создания фильма, действие которого происходит на протяжении шести лет в тридцатых годах ХХ века и в наши дни. За полгода до создания сценария режиссёр-постановщик Николай Викторов объехал с камерой Угличский и Мышкинский районы, где живут очевидцы тех событий – дети и внуки переселенцев. В день он записывал по несколько интервью. Реальные люди стали прототипами героев фильма. В нём использованы уникальная хроника затопления территорий, строительства Рыбинской ГЭС, фотографии из личных архивов. В съёмках участвовали писатель, историк-краевед Владимир Гречухин, рыбинская мологжанка Валерия Капустина, рыбинец Николай Новотельнов, родившийся в Мологе, историк-краевед, заместитель директора Угличского историко-архитектурного и художественного музея Виктор Ерохин, а также историк Леонид Иванов.