Директор школьного музея Галина Александровна Жукова так характеризует своего воспитанника:
– Живая энциклопедия! Слушать заслушаешься! – и предлагает нам убедиться в этом самим.
Сегодня юный экскурсовод Герман проведёт ещё более юных экскурсантов – малышей с продлёнки – по маршруту «Всему начало здесь». Это самая первая экскурсия Германа, посвящённая «местам боевой славы» его семьи: старое и новое здания школы, в которой учились и учатся Харитоновы, улица Щапова – Героя Советского Союза и одного из именитых выпускников школы, Юбилейная площадь, дом семьи экскурсовода, построенный по проекту Анны Матвеевой, проспект Ленина. Заканчивается маршрут на площади Карла Маркса – это и Дворец молодёжи, бывший клуб «Гигант», который в своё время посещали разные поколения Харитоновых, и старинно-современная Романовская застава.
Останавливаемся у памятника маршалу Фёдору Ивановичу Толбухину.
– Ребята, обратите внимание на карту, которую маршал держит в руках. Приглядитесь повнимательнее, может, что-нибудь сможете прочитать? – хороший экскурсовод обязан быть немножко сказочником.
Малыши начинают сосредоточенно разбирать знаки на бронзовом полотнище. И вот уже самые глазастые кричат: «Чёрное море! Чёрное море!».
– Всё верно, – отвечает гид. – Толбухин был командующим Четвёртым Украинским фронтом. И карту он держит вверх ногами, чтобы зритель мог прочесть. Эта и 99 других деталей описаны в книге Яна Левина «100 деталей Ярославля».
...Уже потом Герман немного скокетничает и скажет:
– На самом деле, сейчас мне уже не очень нравится эта экскурсия – она менее профессиональная, но надо было с чего-то начинать... Экскурсии по городу я вожу с 7-го класса. Когда в школу пришло положение о конкурсе юных экскурсоводов, мы решили участвовать. Нужно было представить свой маршрут. Для начала я решил взять знакомые мне с детства места и показать их в интересном свете. В прошлом году я подготовил на конкурс маршрут в Рыбницах, связанный с Александром Михайловичем Опекушиным, – «Тихая родина». Вот им я доволен – интересные приёмы, связки.
Герман имеет полное право быть настолько требовательным к себе, ведь он – музейный работник и экскурсовод практически с первых дней в школе!
Ещё первоклашкой Герман попал на экскурсию в школьный музей к его основателю Виктору Сергеевичу Латышеву, проработавшему в школе
54 года и собравшему почти весь фонд. Рассказ педагога произвёл на мальчика неизгладимое впечатление – ещё бы, оба дедушки Германа увлекались краеведением, дома у Харитоновых очень много книг по истории. Затем директором музея стала Галина Александровна Жукова, и Гера с одноклассниками приходили к ней с продлёнки – поиграть.
В 5-м классе Гера пришёл в музей уже не играть, а работать – был ремонт, и ребята помогали Галине Александровне приводить в порядок фонды.
– Мы витрины сами оформляли, и работа, можно сказать, над созданием музея меня увлекла. Пошла какая-то связь...
И связь эта вывела Германа на новый уровень – из «смотрителя фондов» в экскурсоводы.
В 7-м классе он уже водил настоящие экскурсии – по всему музею.
Герману есть что показать и о чём рассказать, есть даже свои «любимцы» – «мне нравятся вещи, за которыми лежит история всей страны – экспонаты, которые рассказывают о выдающихся личностях». Это автограф Жукова, открытки с автографами космонавтов, хранящиеся в запасниках. Есть и кому об этом рассказать. Как-то пришлось Герману работать и с «интуристами» из Латвии.
– А у тебя есть любимая аудитория? – не можем не поинтересоваться.
Герман отвечает как профи:
– Всегда интересно рассказывать тому, кто хочет знать больше. Одна и та же экскурсия всегда проходит по-разному. У группы, которая заинтересована, она может затянуться и на несколько часов, а иногда хватает и 20 минут – людям нужен минимум информации, я даю им этот минимум. Но бывает, просто хочется и хочется рассказывать. Как-то раз я проводил экскурсию для наших студентов-медиков. Они отрабатывали у нас практику и просто зашли в музей посмотреть, заинтересовались... Им так понравилось, что они сделали по экскурсии фильм и подарили его музею.
Работа и отдых в жизни Германа неразделимы – даже просто гуляя с друзьями, молодой человек думает: «А не выйдет ли из этой прогулки полноценный туристический маршрут?».
– Моё любимое место в городе – Волжская набережная, но она уже исхожена вдоль и поперёк... Очень люблю проспект Ленина – по застройке можно совершенно чётко познакомиться с историей. До проспекта Октября – довоенный период, после проспекта Октября до Юбилейной площади – послевоенный, там уже сталинская застройка, а следом и хрущёвская эпоха – пятиэтажки. Можно сделать целую экскурсию.
Планов на будущее Герман пока не строит – рано.
– С университетом я ещё не определился – есть время подумать, но это точно будет что-то связанное с историей и туризмом. А, может быть, как отец в юристы пойду, – немного сомневается молодой человек. Но мы-то знаем, какая жемчужинка появится в Золотом кольце.