пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 11

среда, 26 октября 2011

Иностранцы из Советского Союза

Таджикские рабочие – строители Ярославля. Как они тут оказались? Кто они?

Слово «гастарбайтер» мне глубоко неприятно. Никак не могу привыкнуть и к термину «иностранные рабочие».

 

автор Татьяна ЕГОРОВА    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

 

Столько лет наши народы жили вместе и вдруг сразу, как по команде, стали чужие. Особенно часто их видишь на стройках – старательных, сосредоточенных, молча выглаживающих свой участок стены. Редко перекинутся словом на непонятном языке, и снова за работу. Будто невидимая перегородка отделяет их от нас: ни мы с ними не заговариваем, ни они с нами.

Так кто же, всё-таки, эти люди? Желание получить, наконец, ответ на этот простой, но до сих пор, почему-то, никем не заданный вопрос, привело нас в тот день в микрорайон Сокол-1. Здесь, в пяти минутах ходьбы от проспекта Фрунзе, поднялись в последнее время сразу несколько красивых новых домов. Участок прораба Махмади Каримова работает на отделке одного из них.

Махмади с его бородой и тюбетейкой на фоне остальных своих ребят выглядит экзотично. Несмотря на это, он оказался единственным из них гражданином России. Приехал в Ярославль ещё в советское время, о прошлой жизни знает не понаслышке.

В Таджикистане работал помощником моториста. По договору между строящейся Рогунской ГЭС и Ярославским моторным заводом его направили сюда на учёбу. В строительстве Рогунской ГЭС на реке Вахш участвовало более 300 предприятий со всего Сою­за, работало много автомобилей с ярославскими двигателями – по проекту её плотина должна была стать самой высокой в мире. Махмади изучал двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, но случился развал Союза, ГЭС перестала перечислять деньги моторщикам, и никакого диплома Махмади не дали.

Остался работать на заводе – в одном цехе, в другом, в третьем. Кризис конца 90-х застал его на сборке двигателей на главном заводском конвейере.

– Зарплату не платили, пришлось уходить. С тех пор так по стройкам и болтаюсь.

Махмади не чужд самоиронии. На самом деле он труженик, какого ещё поискать. На одну зарплату такую семью, как у него, не прокормишь. В Ярославле он женился, у него пятеро детей, приходится работать по десять, двенадцать, а иногда и четырнадцать часов в сутки на объектах, разбросанных по всему городу. На родине остались мать и брат, которые живут в деревне, работают по хозяйству.

– Про таких говорят, с гор спустились, – поддерживает выбранный тон Махмади. И добавляет уже серьёзно: – Такое государство развалилось...

Полная противоположность прорабу – Махмат Юсуф. Ему 25 лет, дитя перестройки, бывший студент-химик из города Курган-Тюбе. Учёбу бросил после второго курса: деньги нужны. В Ярославле всего шесть месяцев. Дома остались родители, сестра, молодая жена, недавно родился сын.

– Поработаю здесь ещё год и уеду.

А вот Фейзали, почти его ровесник, и на родине был строителем.

– Работа там есть, только зарплата маленькая.

Поэтому в России он уже пять лет, в Ярославле работал в разных бригадах. Надолго ли в этой?

– Посмотрю, как платят. Если хорошо и вовремя, то останусь.

В Ярославле ему нравится, в свободное время побывал везде: на набережной, в кинотеатре «Родина», в зоопарке.

– Везде! – хвастается он.

Впрочем, хотя все ребята молодые, они всё-таки настроены не на гуляния, а на то, чтобы заработать. Живут на съёмных квартирах по четыре-пять человек. Питаются вместе: дежурный «повар» уходит с работы часа за два до остальных и к приходу товарищей готовит ужин. Днём обходятся перекусом из банок или из соседнего магазина. Обычная жизнь обычных рабочих, если бы... Если бы не отдельные подробности.

В бригаде почти все говорят по-русски. Кто-то лучше, кто-то хуже, но объяс­ниться могут все. В том числе Идибек, парень из Душанбе двадцати пяти лет, который признался, что никогда не учился в школе. Из-за войны.

И всё-таки по-таджикски он «чуть-чуть» читать умеет. И по-русски немного читать и писать. Идибек – человек бывалый. С детства работал на базаре. В России уже девять лет, где только не побывал: в Тюмени, Казани, Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге – где-то шабашил, но в основном торговал овощами.

– Устал от рынка! – смеётся он. – Решил приобрести специальность. Папа работает на рынке в Казани, к себе зовёт. Но я думаю, пока молодой, надо самому жизнь узнать, разных людей повидать, научиться с ними общаться.

В Ярославле он купил машину, – не удержался похвастаться Идибек. Хозяева квартиры помогли. Он у них фундамент на даче делал, а они ему на машину добавили.

Что касается Диловаршо, то он оказался на стройке в Ярославле после одиннадцати классов. Причина простая: на родине нет работы. Пока, добавляет он. Диловаршо – оптимист, он верит, что всё со временем утрясётся, устроится. Но пока за дело, зачем терять время? За короткий срок Диловаршо освоил, кажется, все строительные специальности, какие есть: он и каменщик, и плиточник, и отделочник.

– Всё могу, только вот дипломов нет, – вздыхает он. – Но я получу, обязательно. Это моя цель на будущее.

После недавнего рождения дочери Диловаршо всё чаще думает о будущем. В декабре поедет на родину, а в марте – апреле привезёт жену с ребёнком в Ярославль. Зачем туда-сюда ездить? Чувствует свою ответственность и за родителей. На мой вопрос, работают они или уже нет, отвечает: «Я за них работаю».

Было бы неправдой сказать, что все на участке одинаково охотно отвечали на вопросы корреспондента. Кто-то сказал, что не понимает по-русски, кто-то принялся с удвоенным старанием кидать раствор на стену. Может быть, их кто-нибудь обидел? Мало ли желающих привязаться к приезжим. Нет, будто прочитал мои мысли Идибек.

– Я столько городов объехал – в Ярославле понравилось больше всего. Здесь тишина, спокойно – хороший город.

А потом добавил:

– Все люди разные. Пять пальцев на руке и те неодинаковые.

Прораб Махмади не вмешивался во все эти разговоры. Пошёл по этажам смотреть, что сделано со вчерашнего дня, как сделано, какие проблемы. Спустившись вниз, я встретила его уже на улице. Мы садимся в машину, но, прежде чем тронуться, возвращаемся к давней теме.

Он из Таджикистана, тёща у него русская, душой он тянется одинаково и в ту, и в другую сторону. Разве плохо работают его земляки? И начинающие, и опытные трудятся в один котёл. Что зарабатывают, делится на всех поровну. Получается по две-две с половиной нормы в день – заинтересованные в заработке, они не жалеют сил. Нужны такие рабочие в Ярославле? Нужны. К сожалению, российские законы не поддерживают взаимный интерес.

– Надо бы как? Заплатил государству деньги при въезде в Россию, как за патент, и, где хочешь, там и работай: у частника или ещё где. А так перехватывают этих людей подставные фирмы и перепродают потом тем, кому они нужны.

Махмади называет действующие на этом «рынке» цены – светлое чувство, оставшееся от знакомства с этими симпатичными ребятами сразу же омрачается. Всё внутри протестует. Почему? Как так можно? Разве нельзя такое пресечь?

Автомобиль, в котором мы сидим, никак не хочет трогаться с места. Махмади жмёт на газ ещё и ещё раз. В конце концов мы выходим и идём пешком до ближайшей автобусной остановки.

 

Читайте также
Комментарии

Рязанец. | 26.10.2011 в 12:15 | ответить0

Судя по бороде и белой тюбетейке, Махмади не только прораб, но и духовный лидер данного коллектива.Дай Бог, чтобы они строили для нас без учета вероисповедной пропасти.А машина, ВАС, не сама отказалась везти.Наивных все меньше, глупых все больше.

 

гость | 26.10.2011 в 13:21 | ответить0

У трех вокзалов в Москве много российских мужиков, бригадами и поодиночке стоят и ждут кто их наймет. Безправие, «кидалово» работяг, низкие заработки на каждом шагу. И не важно иностранный рабочий или гражданин РФ. Об этой стороне нашей жизни действительно ничего не пишут. Спасибо автору. Развивайте, освещайте эту тему, она важна.

 

Гость | 26.10.2011 в 15:55 | ответить0

Наши народы вместе не жили. Таджики жилу у себя в Средней Азии, в России их не было. В Таджикистане было много русских, около 0,5 млн., но им пришлось бежать оттуда после начала гражданской войны. Причем в Таджикистане русские жили в основном в городах, а таджикики — в кишлаках. Так что фраза про «вместе» не очень-то корректна.

 

Гость | 26.10.2011 в 16:00 | ответить0

Трудовая миграция консервирует отсталось России — нет стимулов внедрять новые технологии, все можно заменить дешевым трудом гастарбайтеров. И снижает запрплаты местному населению. Не говоря о прочих прелестях — росте иноэтничного и инокультурного населения, преступности, межэтничесокй напряженности и т.п.

 

гость | 26.10.2011 в 16:27 | ответить0

Не полностью согласен с гостем в 16.00. Если в Германии, Франции, в США и др. странах с высокой долей обрабатывающей промышленности в общем объеме производства, иностранные рабочие выполняют работу не требующую высокой квалификации в основном (есть такие, что пробиваются «наверх», в штатах я видел индусов у компьютеров, то у нас иностранные рабочие заполняют нишу откуда ушли вечно пьяные мужики — пофигисты, и не снижают зарплаты местным, поскольку просто некому снижать, никто не идет. У нас во первых дееспособных мужчин мало и становиться все меньше, преобладают женщины предпенсионного и пенсионного возраста, хорошо знающие и отстаивающие свои права, но ничего не производящие. Общество старо, больно и все менее дееспособно. Без иностранной рабочей силы не обойтись.

 

Гость | 26.10.2011 в 16:56 | ответить0

Статья полезна лишь тем, что в ней показано, жизнь в России, не так плоха, как врут политиканы и некоторые местные «патриоты». Не мы к ним, а они к нам ломятся на заработки и не только из Средней Азии, а из «процветающей» Белоруссии тоже. Согласен с гостем сегодня в 15:55, мы никогда не жили вместе и всегда жили по разному. Все вместе, это точно, доили РСФСР, бюджет которой составлял львиную долю СССР, Россия кормила всех этих «братьев». Мы задыхались в саже и грязи, от копоти предприятий, химической, газовой и прочей вредной промышленности, они растили арбузы и виноград. Прибалтика вообще была раем, фактически заграницей. «Дружба народов» была только на уровне партийной элиты, для простых смертных красивые сказки. Пока сидишь в центре Тбилиси или Ташкента, в хорошем кабаке, в форме офицера, все с тобой «дружат». Зазеваешься, свернёшь в тёмный переулок или отъедешь на окраину, тут тебе покажут «дружбу» по полной. В Литве всегда ходил с «пушкой» в любое время суток.

 

Гость | 27.10.2011 в 08:22 | ответить0

Что бы обойтись без иностранной рабочей силы, причём малоквалифицированной, надо не платить пособия по безработице. Пособие должно выдаваться лишь в редких случаях, конкретно подходя к каждому индивидуально, прежде всего, помогать женщинам. Тогда не будут молодые здоровые мужики, сидеть на шее у жён, пойдут мести улицы вместо гастарбайтеров и вкалывать на стройках. Не устраивает маленькая зарплата, пусть ищут большую. Не хотят искать и вообще работать, надо вновь ввести статью за тунеядство, не ту, конечно, что была в СССР, а в более мягкой форме. Накупили липовых дипломов и ошиваются на бирже труда. Предпринимателей, взявших на работу иностранцев, не имеющих разрешения на работу, штрафовать на миллионы. А если предприниматели, взяли на работу нелегалов, незаконно находящихся в России — на нары их, вместе со своими иностранными работниками. Как только иссякнет поток иностранцев, работодатели будут вынуждены повышать зарплату нашим, если не хотят разориться.

 

Гость | 27.10.2011 в 18:09 | ответить0

Особенно душевно написано про нары. Сразу видно, человек знает в них толк. Но, похоже, находился по эту сторону колючки и с собачкой у ноги.

 

Гость | 27.10.2011 в 20:28 | ответить0

Гость сегодня в 18:09.
Чего тебе видно про толк и что похоже? Кого защищаешь? Сам что ли наживаешься за счёт дешёвой рабсилы? Правильно, на нары тебя!

 

Гость | 29.10.2011 в 23:30 | ответить0

Гость 27.10 8:22 пишет: «Как только иссякнет поток иностранцев, работодатели будут вынуждены повышать зарплату нашим, если не хотят разориться.»
По моему это слишком оптимистичное заявление. Когда некому будет работать на стройках (мести улицы, асфальтировать дворы и т.п.) предприниматели которые сегодня нанимают эсенговцев, уйдут в другие сферы, чем поднимать зарплаты своим.

 

Гость | 30.10.2011 в 07:13 | ответить0

Гость вчера, в 23:30.
А в какую другую сферу податься предпринимателю, если он, к примеру, специалист в области строительства? В торговлю что ли? Так там давно всё схвачено и поделено. Это в начале 90-х, пустовали многие ниши, сегодня наиболее прибыльные давно уже все заняты. Понятно, толковый предприниматель, с коммерческой хваткой, без дела не останется и не пропадёт, но речь-то в данном случае идёт о строительстве. Руководят стройками, в частотности строительством домов, всё же люди с образованием строителя, а не музыканты и художники. С дипломом учителя пения, вряд ли получишь лицензию на строительство чего-либо, да и конкуренты не дремлют.
А если станет некому мести улицы и приводить в порядок дворы, а местная власть тогда на что?

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают