Они поступали и учились в гуманитарных и технических вузах. Будущее казалось им предрешено и понятно на многие годы. Однако развал Союза привёл к тому, что профессии по «диплому» оказались не нужны новой экономике новой страны. Перед ними, молодыми, не имевшими ни опыта, ни материального багажа, встала в полный рост проблема: как устоять в этом мире, чтобы тебя не снёс ветер перемен?
И они пошли служить в милицию. По крайней мере, там платили хоть небольшую, но стабильную зарплату. Кадровый же голод в «органах» тогда был велик: ушёл на «вольные хлеба» большой пласт профессионалов ещё советской выучки.
Наталья Головкина не стала исключением. Поступив в 1986-м в Рыбинский государственный технологический институт, она окончила его в 1991-м, как раз накануне пресловутого «путча». Три года Наталья Николаевна работала по полученной в вузе специальности – на рыбинском заводе «Вымпел». Когда к середине девяностых пакет оборонного госзаказа окончательно иссяк, она по совету своего мужа, работника милиции, пошла служить в органы внутренних дел дознавателем.
Затем – обычный путь по служебной лестнице. Окончание средней школы милиции, карьерный рост, командировки на Северный Кавказ. Когда я накануне разговаривал с заместителем начальника отдела дознания межмуниципального управления МВД РФ «Рыбинское» подполковником полиции Натальей Головкиной, она находилась во внеочередном отпуске после очередной командировки в Чечню.
Она была там вместе с рыбинским ОМОНом в РОВД Октябрьского района Грозного, где традиционно служат ярославские полицейские. Занималась регистрацией автотранспорта и осуществляла досмотр задержанных.
– Женщин, – уточняет она, – мужчины же не имеют права заниматься этим.
– А как же дознание? – спрашиваю я её. – Да и не подполковничье это дело – регистрировать транспорт…
– Ну, там не смотрят, чьё это дело. Надо – делаешь, – ответила Головкина, – да и, если честно, надо было просто денег подзаработать.
Вот так! Как пять, так и десять, и пятнадцать лет назад «подзаработать денег» сотрудники правоохранительных органов могут только во время командировок на Северный Кавказ. Посмотрим, как изменится обстановка спустя полгода, когда наступит обещанное повышение окладов…
– А как же семья? – спросил я подполковника полиции. – Отпустила на полгода от дома?
– Сын у меня уже взрослый. В этом году вуз закончил. Защищал диплом в моё отсутствие, жил один, ничего – справился. Этой осенью идёт служить в армию.
– Не пытался «отмазаться»?
– Это у нас не принято.
– Наталья Николаевна, как вы считаете, почему именно вас начальство решило представить для Доски почёта
УМВД России по Ярославской области?
– Наверное, потому, что хорошо руководила отделом, когда начальник два раза по полгода был в командировке в Чечне, в Грозном.