– Вы на страницах «Полицейского вестника» уже не раз рассказывали, что сейчас идёт снижение зарегистрированных преступлений по большинству статей Уголовного кодекса, – рассказывает врио заместителя начальника полиции по оперативной работе УМВД России по Ярославской области полковник полиции Олег Корнилов. – Происходит серьёзное увеличение раскрываемости по убийствам, по тяжким телесным повреждениям, как повлёкшим за собой смерть, так и с отягчающими обстоятельствами.
По его словам, этого удалось достичь благодаря налаженному взаимодействию оперативников-полицейских со следственным управлением по Ярославской области Следственного комитета России. Повышение же раскрываемости по другим составам преступлений, расследованием которых занимаются следователи УМВД России по Ярославской области, по той же причине.
Те, кто работал или работает в правоохранительной системе, знают, насколько важен конструктивный подход к совместной работе следователей и оперативников. И хуже нет, когда ответственность за все ошибки и просчёты они пытаются свалить друг на друга. Какое уж тут взаимопонимание, если каждый только и думает о том, чтобы избежать «подставы»...
Во время разговора с Олегом Юрьевичем зазвонил телефон. Из коротких фраз я успел понять, что ему докладывает подчинённый о результатах работы по очередной группе «телефонных» мошенников. По ним оперативники работают постоянно. Говоря полицейским сленгом, они за последние месяцы «приняли» несколько таких преступных групп. Сейчас закончено расследование по организованной преступной группе (такой состав преступления с отягчающими обстоятельствами закреплять доказательствами довольно сложно). Материалы по нему готовятся к отправке в суд. Доказано восемнадцать преступных эпизодов этой ОПГ, «работавшей» как по Ярославлю, так и по всей области.
В сентябре этого года направлено в суд дело по другой преступной группе, отличившейся на ниве краж интернет-оборудования из подъездов жилых домов. Причём орудовали бывшие сотрудники фирм, устанавливающих эти приборы. Они прекрасно знали что брать, как брать и где можно всё украденное сбыть. Доказано 68 эпизодов их бурной деятельности.
Однако самым ярким подвигом ярославских оперативников на данный момент является поимка самой настоящей банды. Как рассказал полковник полиции Корнилов, сотрудники оперативно-розыскной части (ОРЧ) полгода выслеживали двух бандитов из Тамбовской области, разбойничавших на федеральной трассе М-8 Москва – Холмогоры по сценарию из фильмов «Охота на асфальте» и «Трио». Сейчас уже доказаны пять преступных эпизодов, совершённых под Переславлем, пять – во Владимирской и Московской областях.
Бандиты подъезжали к фурам дальнобойщиков, остановившихся на отдых, и под угрозой оружия грабили их. Правда, они брали не товар, а исключительно деньги. Злодеи знали, что водители в дальний рейс берут с собой значительные суммы, и не ошибались. Их преступная «выручка» могла составить и десять тысяч, и триста тысяч рублей.
– Сейчас налажена работа по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, – продолжает Олег Юрьевич. – Если раньше этим занималось отделение, то сейчас сформирован отдел. Поменяли руководство, набрали молодых ребят, у которых есть желание работать. Как говорится, «глаза горят». Эти меры позволили выйти из зоны критики руководства по данной линии.
Борьба с мелким сбытом наркотиков считается борьбой с «многоголовой гидрой»: одного мелкого дилера посадят, на его место сразу же встаёт другой «продавец счастья» и ловец «бешеных» денег. Поэтому официальной федеральной антинаркотической стратегией являются уничтожение прежде всего «наркотрафиков» и отправка на нары «наркобаронов». В результате ловли такой «сеткой с крупными ячейками» мелкая рыбёшка оказывается непойманной. Как-то не учитывается, что именно мелкие дилеры, торгующие наркотиками «на земле», подсаживающие на «иглу» и «дурь» молодёжь, несут в себе не меньшее зло, чем оптовики и курьеры с крупными партиями героина.
Практика показывает, что если поймаешь крупного барыгу с «весом», то тут тебе и рейтинг перед Москвой, премия и благоволение начальства. А будешь хватать мелочь, то только вспотеешь, а славы – никакой. Тем более что такого рода охоту нужно организовывать по всем правилам облавы, подтягивая на уровне взаимодействия патрульно-постовую службу, ДПС, участковых уполномоченных и даже инспекторов по делам несовершеннолетних...
Однако, по словам Корнилова, сейчас взаимодействие со всеми этими службами налажено. Доказательством этому является возрастающее количество оконченных и переданных в суд дел по незаконному обороту наркотиков.
– Олег Юрьевич, – спросил я полковника полиции, – вы пришли на работу в органы в мае 1992 года, после окончания педагогического института имени Ушинского. Тогда в уголовном розыске работали совершенно другие люди. Советские. Вы прошли все ступени служебной лестницы – от инспектора по делам несовершеннолетних, рядового оперативника угро, начальника криминальной милиции Ярославского сельского РОВД до начальника управления уголовного розыска УВД по Ярославской области. Окончили заочно Московский юридический институт МВД. Сейчас учитесь в Академии управления МВД. Вы можете сравнить, какие качества были у тех оперов и какие только нужно нарабатывать нынешним?
Олег Корнилов задумался и ответил:
– Как бы это лучше сформулировать... Тот состав отличался тем, что ему достаточно было сказать «надо!», и он шёл и работал, не считаясь ни с чем. Опытные опера и сейчас так работают. Но молодёжи всё это нужно прививать. Александр Матросов – уже не герой нашего времени.
С другой стороны, молодёжь к нам приходит технически подкованная и образованная. Если раньше кипы бумаг писались от руки, пишущая машинка была не у всех, и опер раскрывал преступления исключительно «ножками», то сейчас ребята могут найти преступника при помощи Интернета – бывали такие случаи! Хотя всех начинающих оперативников, вне зависимости от их любви к компьютерам, мы заставляем «почувствовать землю», поработать дедовским способом – «ножками».
– Олег Юрьевич, что нужно сделать молодому человеку, чтобы попасть на работу в уголовный розыск?
– Ему нужно прийти к нам пообщаться. На основе беседы мы поймём, подходит он к этой работе или нет. Затем соискатель по нашему направлению отправляется на медицинскую комиссию. Она достаточно строгая: требования к сотруднику уголовного розыска выше, чем к полицейским из других подразделений. Если молодой человек подходит к работе по этим двум показателям, то мы направляем его на учёбу в Московский юридический институт МВД. У нас все сотрудники имеют высшее образование. А кое-кто и по два.
– Какие качества нужны оперативнику угро?
– Во-первых, коммуникабельность. Оперативник должен уметь вести беседу, фигурально выражаясь, и с депутатом, и с дворником. Во-вторых, определённая хитрость. Затем – наблюдательность и аналитический склад ума. Опер должен просчитывать на несколько шагов вперёд возможные поступки своих противников.
– Но это приходит с опытом…
– Да. Поэтому чаще всего в угро приходят сотрудники, которые хорошо зарекомендовали себя во время работы в других подразделениях.
– В связи с реформированием ушло много опытных оперативников? Сейчас им на смену придёт молодёжь, но ведь её нужно будет учить. Не зря говорят: чтобы стать хорошим оперативником, нужно проработать в уголовном розыске пять лет. Не получился кадровый провал?
– Да, некоторые ушли. Часть – самостоятельно, потому что были замечены в неблаговидных поступках. Другие не прошли аттестацию. Но костяк сохранился. На самом деле у нас не слишком много молодёжи. В основном ребята опытные. Их возглавляет Сергей Дмитриевич Яковлев, которому как лучшему работнику уголовного розыска пятый год подряд вручается приз имени легендарного начальника угро УВД по Ярославской области Марата Зайденшнира.
– Олег Юрьевич, так ради чего приходят в уголовный розыск?
– Ради интереса. У нас работают только те, кто хочет быть здесь и только здесь.
– А деньги?
– Это не то место, где можно заработать. Тех, кто идёт сюда за этим, мы не держим и держать никогда не будем. У нас работают только фанаты розыска.
Корнилов говорил правду. Достаточно было видеть, как преображался, загорался, словно юноша, этот человек, проработавший в сыске почти двадцать «календарей», когда рассказывал об очередном раскрытом сложном преступлении.
Пятого октября оперативный состав всех российских правоохранительных органов отметил 93-ю годовщину со дня основания в 1918 году советского уголовного розыска, сменившего сыск царской России. Однако если отбросить идеологию, то, как раньше, так и сейчас, сыскарям-оперативникам приходится делать одну и ту же работу: искать и ловить преступников, добывать доказательную базу по заданиям следователей.
Редакция «Полицейского вестника» поздравляет оперов с их профессиональным праздником и желает удачи в нелёгкой работе и здоровья, без которого не будет удачи! А также их родным и близким – понимания и терпения по отношению к своим мужьям, отцам и сыновьям. Трудно воевать без надёжного тыла.