Клавдия Евгеньевна ЛЕБЕДЕВА, товаровед супермаркета «Арс»:
– Директор нашего магазина Сергей Иосифович Каплан – страстный болельщик. У него в семье за команду «Локомотив» и дочь, и отец отчаянно болеют. Они не только не пропускали ни одной игры в Ярославле, но и на многие выездные игры с нашими ребятами ездили. Сергей Иосифович рассказывал, что его 80-летний отец даже в Казань ездил, чтобы поддержать любимую команду. Для нашего директора каждый из ребят был как родной, тут и говорить не о чем. Ребята-хоккеисты частенько забегали в наш магазин, были, что называется, на глазах. Мы, продавцы, многих спортсменов знали в лицо, здоровались. Да и сами ребята, хоть и уставшие после тренировок, всегда такие задорные, доброжелательные были, никогда не упускали возможности пошутить с продавцами в зале. Забегали на минутку, а точно солнышко зажигалось. Так что их уход у нас в магазине все очень близко к сердцу восприняли. С первого дня директор распорядился накрыть поминальный стол, на нём портреты погибших хоккеистов, всегда свежие цветы, бутылка дорогой водки, рюмки, какая-то немудрёная закуска... Покупатели подходят помянуть, сейчас – реже, а в первые дни после трагедии много народу было. Иной и сам цветы принесёт, молча поставит в вазу и дальше по своим делам пойдёт; кто-то в нашем же магазине купит бутылку и тут же поставит её на поминальный стол. Видно, что все переживают. Это общее горе и общая беда...
Александр ГРИБКОВ, школа № 52 г. Ярославля, 11 «Б» класс:
– Не помню, как дошёл тогда до дома. Помню только, что люди стояли, как знаки вопроса, безучастно глядя в пространство и сжимая в руках сотовые телефоны. Никто не верил, никто не понимал. Дома я включил телевизор, ничего не осознавая, выключил его, сел, закрыл лицо руками, даже не пытаясь сдержать слёзы... Всему Ярославлю, всему нашему славному городу было так горько, как не было уже давно.
Ушёл «Локомотив». Не клуб, не имя, а часть жизни: азартная, общая, которую мы привыкли называть – «Локомотив». Ушли молодые парни, которых про себя все давно величают по имени или ласковому прозвищу. Вчера (мы видели своими глазами!) играли в хоккей, строили семьи, жили обычной жизнью, а сегодня лежат в гробах, забросанные землёй города, за который бились на ледовой площадке. Так бывает, и это нужно принять, как и то, что больше нет и не будет такой же команды. Время вылечит, но разрубленный на «до» и «после» отрезок времени обратно не склеить, и поэтому мы страдаем. Страдаем и ждём...
У меня ясное ощущение, что я шёл по дороге жизни с человеком, которому мог доверить всё, и вдруг его не стало. Без него тоскливо.
Марина ПЕТРОВА, доцент кафедры журналистики ЯГПУ им. К. Д. Ушинского:
– «Локомотив» – команда, с которой так или иначе связан на Ярославской земле каждый человек. Даже если он не особенно разбирается в тонкостях хоккея. Я имею к спорту опосредованное отношение. Но мои близкие очень нежно относятся к этой важной для них части жизни. Поэтому я бывала на матчах «Локомотива», знала наших замечательных ребят.
То, что, к великому сожалению, произошло 7 сентября – трагедия лично для каждого из нас, беда всего города. Все мы теперь чувствуем себя обездоленными.
Когда думаю о последствиях случившегося, возникает ощущение неудовлетворённости тем, как подаётся информация о трагедии. Упрекнуть средства массовой информации в необъективности и непоследовательности вроде бы сложно. Однако регулярно возникают слухи, которым в России привыкли доверять больше, хотя это порой совсем не та информация, на которую следует обращать внимание. Тем не менее остаётся ощущение недосказанности. И это чувство не оставляет до сих пор.
Адам АЙДАЕВ, член совета регионального отделения Ассамблеи народов России:
– С горечью думаю, сколько радости мог бы Саша Галимов принести людям в свои двадцать шесть лет... Месяц назад после намаза, прощальной молитвы имама соборной мечети Рамзана Рашидова на траурном митинге в Ледовом дворце родные и близкие Александра отдали ему почести на Чурилковском кладбище по мусульманскому обычаю. Такова была воля родителей – их сын исповедовал ислам. Прихожанином мечети Александр не был, но серьёзно готовился к этому. После того, как однажды хоккеисты казанского «Ак барса» перед игрой помолились в ярославской мечети и матч выиграли, Александр задумчиво поинтересовался: «А сколько раз в неделю бывает намаз?» Когда узнал, что по пятницам, всё прикидывал, как вписывается этот день в календарь игр и в плотный график тренировок. Нас с Александром сдружил спорт, правда, не столько хоккей, сколько футбол. Из Ледового дворца он частенько заглядывал к нам по соседству в «Атлант», поразмяться на футбольном поле. В спорте всегда хорошо виден характер человека: играл он весело, но отнять мяч у Галимова было непросто. Общались мы с ним и в раздевалке, и за чашкой кофе. Звёздной болезнью он не страдал, можно сказать, что его второй натурой была нормальная отзывчивость. А как заботился он о семье, с каким почтением говорил о родителях, с какой нежностью – о жене Марине и двухлетней дочке Кристине. Любил отправиться на дачу всей большой семьёй. Коренной ярославец, он был верен себе и в том, что не искал удачи на стороне. Его будет многим не хватать. В сороковой день близкие помянут его в час семейного застолья, а я приду в мечеть помолиться за своего друга.
Екатерина, преданная фанатка, дизайнер:
– До сих пор до конца не верится, что команды больше нет... Именно такой команды – сплочённой, верной своему городу и болельщикам, сильной, которая могла добиться высокого результата. Пусто на душе. Сейчас, когда иногда смотрю видео «ВКонтакте» или фото с матчей «Локомотива», на глаза накатываются слёзы. И хоккей без «Локомотива» теперь не хоккей... Обидно ещё и за то, что многие уже начали забывать, о катастрофе... Я ещё долго не оправлюсь от этой трагедии, и эту утрату мы никогда не вернём и не восполним.
Не только в областном центре все эти сорок дней горела свеча памяти в душах болельщиков «Локомотива». Наш бессменный автор из Некоуза, спортивный деятель, музыкант Геннадий Викторович ПИКУНОВ поделился с нами:
– Мы скорбим вместе с ярославцами. Все эти годы возили школьников из района на игры любимой команды. Есть у нас и взрослые поклонники хоккея. В дни матчей врач-педиатр районной больницы Александр Александрович Муравьёв ходил на работу в шарфе «Локомотива». Очень сильно горевал после катастрофы фанат команды водитель бензовоза из «Сельхозхимии» Сергей Борисович Левашов. На девятый день мы ездили возлагать цветы на Леонтьевское кладбище, где похоронена команда, и на мусульманское, где погребён Александр Галимов.
В Мышкине в знак памяти о «Локомотиве» выпустят в небо сорок четыре воздушных шара с чёрными ленточками. Специалист отдела культуры, спорта и молодёжной политики Евгений ПЕТРОВ рассказывает:
– Мы присоединяемся к Всероссийской акции памяти о погибших в авиакатастрофе 7 сентября. Все сорок дней у нас на стадионе открыт небольшой мемориал с фотографиями хоккеистов. Люди, особенно молодёжь, несут сюда цветы, зажигают свечи. А 16 октября, в воскресенье, на футбольном турнире имени братьев Бутусовых выпустим 44 гелиевых шарика с чёрными ленточками. Через газету пригласили всех принять участие. Знаменательно, что в этот день мы возрождаем когда-то популярный турнир. В нём примут участие игроки из Некоуза, Тутаева и Мышкина.
***
Благотворительный концерт памяти погибших хоккеистов организуют в Брейтове 21 октября в 16.00. Это особая история – «Локомотив» долгие годы шефствовал над местным Домом детства (социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних). Парни навещали своих подопечных, оказывали помощь, возили ребят на хоккей в Ярославль. И в пятницу пришедшие в Брейтовский ДК увидят выставку из совместных фотографий воспитанников с игроками «Локомотива», их формы с автографами... Специалист Дома детства Ирина КОРАБЛЁВА рассказала: контингент воспитанников постоянно меняется, но вместе со взрослыми перед зрителями выступят двое мальчишек и сотрудник, которые были знакомы с игроками. Они исполнят песни «Трус не играет в хоккей» и «Маленький принц».