Июльским тёплым вечером минувшего лета к автозаправочной станции, стоящей около деревни Пригородное Рыбинского муниципального района, что на шоссе, ведущем в сторону Череповца, подъехал автомобиль. В его салоне сидел 31-летний Сергей Куницын (фамилия и имя в интересах следствия изменены. – Прим. авт.) – житель Москвы, сотрудник столичного же института прикладной экологии водохранилищ.
Как выяснят позже органы следствия, это учреждение сотрудничает на договорной основе с управлением акватории Рыбинско-Шекснинского водохранилища, расположенным в Рыбинске. Согласно этому договору, работники московского института на регулярной основе работают на берегах Рыбинского моря вместе со своими местными коллегами. И на этот раз в машине находились двое пассажиров – парень и девушка.
Подъехав к автозаправочной станции, водитель-рыбинец вышел из-за руля и отправился к оператору АЗС. Едва он отошёл, как к машине подскочили двое молодых мужчин и, угрожая пистолетами, заставили Куницына выйти из салона и затолкали его в стоявший неподалёку ВАЗ-2112. Машина с похитителями умчалась в сторону Ярославля, а вернувшийся тем временем напарник Сергея бросился звонить в милицию...
На место происшествия выехала следственно-оперативная группа. Ситуацию облегчало то, что преступление произошло ясным летним вечером не только при большом количестве свидетелей, но и под объективами видеокамер, установленных на автозаправочной станции. Стали известны не только марка и цвет машины – серый, но и её государственный регистрационный номер, а также приметы преступников. Сотрудники тогда ещё милиции ввели в действие план «Перехват».
Вот как описывает дальнейшие события командир рыбинского ОМОНа Виктор Воронин:
– Как только поступили ориентировки по плану «Перехват», я проинструктировал бойцов отряда, входящих в оперативный резерв на случай осложнения обстановки, и выехал по служебным делам. Накануне наш сотрудник попал в ДТП, и надо было его навестить дома. Около посёлка Октябрьский мы с водителем заметили стоявший на обочине автомобиль. Я сразу обратил внимание, что машина очень подходит под эту «свежую» ориентировку. Цвет только у неё был не серый, а какой-то... серебристый, что ли. Да и номер не совпадал полностью, хотя отдельные цифры на нём были те же.
Недолго думая, командир ОМОНа и его водитель решили проверить машину. Развернувшись, они подкатили к «Жигулям», заблокировав им дорогу вперёд, вышли из своей машины и предложили предъявить документы.
– Они явно не ожидали такого поворота событий, – продолжает Виктор Валентинович, – и растерялись. В этот момент с заднего сиденья наружу выскочил молодой человек, спрятался за мою спину и закричал нам, что его похитили и что в машине находится оружие. Я тут же вызвал оперативный резерв, и мы задержали обоих подозреваемых. В автомобиле действительно было оружие: три пистолета. Один из них – газовый, принадлежал похищенному, два других – похитителям: газовый «браунинг», переделанный под стрельбу боевыми патронами 5,6 мм, и травматический ИЖ 79-9Т.
Дальше – дело следствия. Вскоре после задержания выяснилось, что оба злоумышленника являются родными братьями из Данилова, ровесниками потерпевшего – 1980 и 1983 годов рождения. Безработными, в отличие от своей жертвы. Тогда же Олегом Шаровым, следователем Рыбинского межрайонного отдела следственного управления СКР было возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: ч. 3 ст. 330 «Самоуправство, совершённое с применением насилия» и ч. 2 ст. 126 «Похищение человека».
– А почему «Самоуправство», и нет статьи за незаконное хранение оружия? – поинтересовался я у Олега Владимировича.
– Дело в том, что ярославские адвокаты подозреваемых братьев заявили мне: они оба работают на некое коллекторское агентство. Потерпевший якобы задолжал клиенту большую сумму денег, и эти двое всего лишь выполняли свою работу, но перестарались... На самом деле это похищение довольно идиотское: зачем было похищать человека средь бела дня, при свидетелях, да ещё под видеокамерами?! Адвокаты обещают предоставить документы, подтверждающие сотрудничество арестованных с коллекторской фирмой.
– А что со статьёй по хранению оружия?
– «Стволы» находятся сейчас на экспертизе. Получу подтверждение, что имеем дело с переделкой под огнестрельное оружие, – возбужу ещё одну уголовную статью.
...Спустя время я вновь связался со следователем Олегом Шаровым. Он сообщил, что документы из мифической коллекторской фирмы адвокаты так и не предоставили. Статья УК «Самоуправство» была снята, зато появилась новая: как раз за незаконное хранение оружия.
Признаться, в голове всё время крутился вопрос: «А разве коллекторам позволено захватывать людей?» Порой кажется, что их бизнес – не что иное, как легальное прикрытие нелегального бандитского бизнеса по выколачиванию денег. Собственно говоря, на каком основании они вообще орудуют? Закона о такого рода деятельности в Российской Федерации нет вообще. Есть Гражданский кодекс, арбитражные и мировые суды, служба судебных приставов, которые и призваны урегулировать имущественные и финансовые споры, а также изымать долги. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но по закону: без угроз по телефону, проколотых шин автомобилей и прочих «шалостей» на грани уголовного фола.
Либеральная установка в законодательстве, доставшаяся нам с 90-х – «разрешено всё, что не запрещено», даёт неожиданные результаты. Ещё немного, и, пользуясь дырами в законах, у нас появится новая «братва» в виде «частной полиции». Были ли коллекторами незадачливые даниловские братья или просто «братками», сейчас уже не важно: статьи УК на них более чем серьёзные. Но как обезопасить людей от более удачливых ребят, работающих под прикрытием с таким «водопроводным» названием?
– Чем объясняет такой «наезд» сам потерпевший? – спросил я следователя Следственного комитета.
– Тоже какая-то неправдоподобная история из «девяностых»: Куницын никому ничего не должен. Вместе с тем несколько лет назад его познакомил с какими-то московскими «братками» один бывший сотрудник управления акватории Рыбинско-Шекснинского водохранилища.
Далее, по словам Шарова, события развивались так. Вскоре после этого «знакомства» самому Куницыну задолжал круглую сумму некий человек. Задолжал и исчез. Сергей позвонил тем «браткам» и поинтересовался его судьбой. «Я не просил его разыскивать, – утверждает он сейчас на допросах. – Просто спросил!». Сотрудник института прикладной экологии не знал, что у бандитов тоже всё предельно «прикладное» и имеет свои расценки.
Прошло время, и те сами вышли на Куницына с «конкретным наездом»: они работали на него, искали человека, поэтому он им теперь должен... 3 миллиона рублей. За словом последовало и дело: Куницына попытались похитить уже в Москве. Тогда ему удалось спастись, после чего он даже написал заявление в УВД по Западному административному округу столицы. На основании этого заявления в Москве возбудили уголовное дело. Сам же он, от греха подальше, на время уехал работать в Рыбинск. Однако и здесь его нашли...
Вуправлении акватории Рыбинско-Шекснинского водохранилища подтвердили, что у них несколько лет назад действительно работал человек с фамилией, похожей на ту, что называл Куницын. Однако, будучи из Ярославля, перевёлся в родной город, и там следы его потерялись. Следователь Шаров также проверил эту информацию и сообщил, что этот человек по указанному «в прописке» ярославскому адресу давно не проживает. Где он – никому не известно. Якобы сам уже задолжал многим круглую сумму денег на почве игромании и теперь, возможно, скрывается от своих кредиторов.
...Что ж, мало ли людей пропадает на огромных просторах России?! Если бы не счастливое стечение обстоятельств и профессионально-намётанный взгляд рыбинских омоновцев, искали бы сейчас и Куницына...
Несколько лет назад волевым решением «сверху» были расформированы управления по борьбе с организованной преступностью. Тогда людям несведущим казалось, что это зло – бандитизм – у нас победили. На самом деле одних бандитов пересажали, другие друг дружку перестреляли, третьи легализовались и стали вполне «законопослушными бизнесменами». И никто тогда не задумывался, что на нас может накатиться новая волна – из тех, кому в «лихих 90-х» было всего по десять – пятнадцать лет, но кто хорошо помнит образ «героев того времени» – в кроссовках, «трениках» и кожаных куртках...